Консультация (для воспитателей дошкольного образования средней и старшей групп) КАК РАЗВИВАТЬ МОТИВАЦИЮ К ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ И ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ

Подготовила воспитатель дошкольного образования Мисуро С.А.

Детская экспериментальная и исследовательская деятельность – не только средство формирования системных представлений, но и значимое средство приобщения к окружающему миру и его многообразию.

Чтобы разбудить детскую активность и любознательность важно комплексно воздействовать на их эмоциональную, интеллектуальную и волевую сферы. Этому поможет экспериментальная и исследовательская деятельность под руководством взрослого, т.к. самостоятельная деятельность детей не даст необходимого результата.

В учебной программе дошкольного образования экспериментальная и исследовательская деятельность находят отражение в разделах «Социально-нравственное и личностное развитие» (содержание образовательной области «Ребёнок и общество») и «Познавательное развитие» (содержание образовательной области «Ребёнок и природа»).

Необходимо осторожно и дозированно преподносить материал, следить за его содержанием, делать его доступным детскому пониманию, интересным и интригующим. 

Так как ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности, важно создавать благоприятные условия для развития детской любознательности и познавательной активности. От того, насколько грамотно организована развивающая предметно-пространственная среда зависит и познавательное развитие детей. Поэтому важно, чтобы они могли самостоятельно или частично самостоятельно получать новую для них информацию.

Целесообразно не сообщать информацию в готовом виде, а помочь ребёнку получить её самостоятельно, поставив с ним небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в цель. Взрослому необходимо помочь продумать методику проведения опыта, дать советы и рекомендации и вместе с ребёнком осуществить необходимые действия.

Самые интересные опыты и эксперименты получаются спонтанно и идут от самих детей и их интересов. Например, выйдя на прогулку дети заметили, что игровое оборудование мокрое, а значит гулять будет не интересно. Услышав это, педагогический работник может предложить порассуждать, почему оборудование мокрое и рассмотреть капельки. Кому-то из детей будет не интересно, а кто-то увлечённо заметит, что капельки разные по размеру, форме и даже цвету. И понеслось: а откуда они взялись без дождя? А почему эта капля толстая? И т.д. и т.п. И все это с объяснениями, гипотезами, доказательствами и подтверждениями – настоящая дискуссия! Самое главное здесь – не испортить своими «умными» ответами или равнодушием познавательный интерес детей, ненавязчиво поддерживать и направлять его в нужное русло. После этого можно провести целую серию опытов, экспериментов и исследований с водой: свойства воды; состояния воды; цвет воды; где рождается капелька; почему говорят, что без воды нет жизни и т.п.

Наблюдая за детьми, невозможно не отметить, что замечательное средство воздействия на ребёнка – активизация познавательного интереса, который в свою очередь содействует любознательности. Интерес подталкивает ребёнка к эксперименту, исследованию и помогает находить ответы на вопросы «отчего?» и «почему?». Увлечённые своей деятельностью дети таким образом усваивают представления об объектах окружающего мира, овладевают умениями и навыками, учатся культуре общения и поведения.

Проведение опытов желательно осуществлять поэтапно: выполнив одно задание, дать воспитанникам следующее. Однако благодаря увеличению объёма памяти и усилению произвольного внимания детям старшего возраста можно пробовать давать задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается, но мера самостоятельности в целом пока не велика. Без поддержки со стороны взрослого им сложно самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять рассказ об увиденном. 

Так как воспитанникам старшей группы становятся доступными двух- и трёхчленные цепочки причинно-следственных связей, взрослым надо чаще задавать вопрос «почему?». Таким образом происходят сдвиги в развитии логического мышления. А взрослые (педагогические работники, родители) своими вопросами стимулируют этот процесс.

В старшей группе начинают проводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов, сравниваются объекты или состояния, находятся отличия и сходства. А иногда простой эксперимент, беседа или фраза, которые зацепились за детское любопытство при умелом подходе взрослого может перерости в большое исследование той или иной проблемы. Например, в ходе ознакомления детей с овощами воспитатель обратила внимание на тыкву, которую в народе называют «королевой-тыквой». У ребёнка возникла проблема, а из неё выросла исследовательская работа «Почему тыкву называют королевой овощей?».

Ребёнок познаёт объект в ходе практической деятельности с ним, а осуществляемые практические действия выполняют познавательную, ориентировочно-исследовательскую функцию. Таким образом, роль детского экспериментирования в познавательном развитии ребёнка незаменима. Экспериментировать необходимо во всех группах, но с учётом индивидуальных особенностей возраста детей.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Жигар, В. Как развивать мотивацию к экспериментальной и исследовательской деятельности / В. Жигар // Пралеска. – 2021. - № 6. – С. 12-17.