Консультация (для музыкального руководителя) «НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ"

Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период формирования всех высоких человеческих начал.
Заложить нравственные основы, которые сделают детей более устойчивыми к нежелательным влияниям, сохранить их, научить правилам общения и умению жить среди людей – вот основные идеи воспитания нравственно-патриотических чувств у дошкольников. Главное для общества – вырастить здоровых, высоконравственных людей. В учебной программе дошкольного образования патриотическое воспитание рассматривается как одно из сторон нравственного воспитания детей. Содержание учебной программы наряду с другими задачами призвано обеспечить воспитание с первых лет жизни гуманного отношения
к окружающему миру, любви к родной земле, родному дому, краю, городу, к Родине, государственной символике (гимну, флагу, гербу). Все это входит в понятие «патриотизм». 

Одним из средств в решении этих задач является музыка. “Музыка – необходимый душевный атрибут человеческого существования”, – так говорил Аристотель. Музыка обладает силой эмоционального воздействия, поэтому играет большую роль в патриотическом воспитании ребёнка. Через красоту и гармонию звуков она вызывает эмоциональный отклик и переживания, что помогает постигать явления общественной жизни и способствует обогащению жизненного опыта. Музыка без назидания и поучения ведёт в прекрасный мир дружбы, любви, красоты, благородства, подвига. Среди всех видов музыкальной деятельности доминирующим является слушание. Для детей младшего и среднего дошкольного возраста по разделу «слушание» рекомендуются музыкальные произведения, которые знакомят с разнообразием социумов: семьи и родного дома (А. Гречанинов
«Материнские ласки»; П. Чайковский «Мама»); детским садом (С. Майкап «В садике»), миром военных (П. Чайковский «Марш», «Марш деревянных солдатиков»). В старшем дошкольном возрасте для слушания подбираются произведения народной, классической, современной музыки различной тематики и характера, большая часть из которых представляет национальную музыкальную культуру (произведения Г.Левлокимова, Ф.Шуберта, Д. Шостаковича, К. Сен-Санса), формирует опыт ценностных ориентаций, воспитывает любовь к Родине (С.Прокофьев «Ходит вечер над лугами»; П. Чайковский «Подснежник»; Г.Свиридов «Военный марш») Наиболее доступным видом деятельности является пение. Во время коллективного исполнения дети объединяются общим настроением, приучаются к совместным действиям, глубже выражают свои переживания и чувства. Близкими для детей младшего и среднего возраста являются песни о родном доме и семье, о природе, животных, птицах: в обр. Г. Вагнера «Бегаў зайка шэранькі»; в обр. А. Расчынскага «Божая кароўка»; И.Кишко «Дождик»; Я. Жабко «Мамачка-сонейка», «Мамочка милая»; Е.Гомонова «Мамочке любимой», «Бабушка моя»; А. Ремизовской «Маміны рукі»; Ю. Слонова «Мы солдаты» и др. Детей старшего возраста приобщают к песням, которые воспитывают любовь к малой Родине – к семье, детскому саду, миру природы: Е.Тиличеева «Наш дом»; С.Галкина «Выхавацелька», «Дзіцячы сад»; Е. Туманян «Не забудем детский сад»; А.Ремизовская «Самая лепшая»; Л.Захлевный «Дзедава кароўка»; А.Чиркун «Рыжая вавёрка», А.Филиппенко «По малину в сад пойдём» и др. Знакомятся дети и со взрослым репертуаром: песни военных лет не должны предаваться забвению, они – часть истории нашего государства. Прикосновение к истории своей страны вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого. У детей появляется не только интерес, но и осознание сопричастности к истории своего народа, своей страны. Обстановка душевного единения, состояние всеобщей гармонии раскрывают творческие силы ребёнка, формируют основы нравственной культуры, закладывают начала патриотизма. К музыкально-ритмическим движениям дети приобщаются на материале народных, классических и современных танцев, игр, хороводов. Осваивают разновидности как русских, так и белорусских плясок, национальных движений, танцевальных шагов, а затем с удовольствием танцуют: «Трасуха», «Полька», «Весялуха»; водят хороводы «Лянок», «Карагод агародніны» и др. Могучим воспитательным средством в деле патриотического воспитания являются праздники: государственно-гражданские (День города, День защитника Отечества, День Победы,); международные (День защиты детей, День 8 марта); семейные и бытовые (Новый год, Выпускной, День матери, День пожилых людей); народные (Калядкі, Саракі, Сретенне и др.).
Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в фольклорной музыке. Народная музыка вызывает интерес детей, приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально психологическое благополучие. Богатство и разнообразие содержания детского фольклора позволяют выбирать наиболее яркие его образцы. Народные песни, игры, пляски обладают большими художественными достоинствами и высокой познавательной ценностью. Народные музыкальные произведения в шутливой игровой форме помогают посеять и взрастить в детской душе семена любви к родной природе, к родному дому и семье, к истории и культуре страны, созданной трудами родных и близких людей, тех, кого зовут соотечественниками. Музыкальное сопровождение – записи народной музыки, сказок, звучания народного оркестра способствуют воспитанию чувства восхищения,
гордости за свой народ. Использование народных инструментов: ложек, трещоток, бубнов, помогает ярче выразить характер и настроение музыки. Постепенно дети усваивают понятия: «народная музыка», «оркестр народных инструментов», «народный хор». С фольклорными произведениями дети знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, во время развлечений и праздников. В программу праздников входят инсценировки, хороводные игры, частушки, народные пляски, песни. Вся система работы по формированию основ патриотизма включает в себя организацию интегрированных занятий, развлечений, праздников,
которые объединяют музыкальную, изобразительную, театрализованную деятельность детей. Разнообразие тем охватывает то, что близко и доступно ребенку. Использование инновационных форм и методов работы с детьми: проектная деятельность, мультимедийное оборудование, организация концертов, встречи с творческими людьми способствуют активизации
познавательной деятельности воспитанников и усилению усвоения предложенного материала.

Литература:
1. Учебная программа дошкольного образования. // НМУ «Национальный институт образования», Министерство образования Республики Беларусь, 2012. -
2. Ходонович, Л.С. Путешествие в мир музыки : учеб.-метод. пособие для педагогов учреждений дошк. образоваения с рус. яз. Обучения / Л.С. ходонович. – 2-е изд., пересмотр. – Минск : Нац. ин-т образования, 2012. – 256 с.