Порядок комплексного социально-педагогического и психологического сопровождения несовершеннолетнего, пострадавшего от сексуального насилия

03.10.2022

Преступления против жизни, здоровья, половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетних являются общественно опасными явлениями и представляют собой одну из наиболее опасных форм антисоциального поведения.

Вовлечение ребенка с его согласия или без, осознаваемое или неосознанное им в силу возрастной незрелости или других причин, в сексуальные отношения со взрослыми с целью получения последними выгоды, удовлетворения или для достижения корыстных целей является сексуальным насилием или развращением.

         В настоящее время в мире, в том числе в Республике Беларусь, наблюдается устойчивый рост противоправных деяний, связанных с педофилией и оборотом детской порнографии, а также иных преступлений сексуального характера.

Зачастую родители, педагоги боятся обсуждать тему сексуального насилия. В беседах с детьми не слышат (или не хотят слышать), когда несовершеннолетние намекают о совершенном насилии. В то же время, как показывает практика, даже при наличии объективной информации все внимание сосредотачивается, как правило, на преступнике, тогда как в первую очередь во внимании и необходимой социальной, психологической и медицинской помощи нуждается жертва.

Если же помощь не оказана вовремя, ребенок остается один на один со своей проблемой.  Психологические травмы детства оказывают сильное влияние на всю последующую жизнь человека. Насилие не только наносит непоправимый вред духовному, социальному, психическому, физическому здоровью ребенка, но и влечет за собой тяжелые социальные последствия, так как формирует социально дезадаптированную личность.

В современных условиях профилактика насилия и жестокого обращения с детьми – это актуальное направление работы учреждений образования Гродненской области. Поведение и состояние детей в учреждениях образования является постоянным объектом внимания для педагогических работников и специалистов, так как жертвой насилия может стать любой ребенок.

В связи с этим ведется работа по раннему выявлению и профилактике различных форм и проявлений насилия в отношении несовершеннолетних, повышению оперативности в получении информации с целью своевременного реагирования и оказания необходимой помощи детям, обеспечению безопасной и психологически комфортной среды для несовершеннолетних, подвергшихся насилию. Отвечают за создание такой системы, в первую очередь, руководитель учреждения образования и его заместитель по воспитательной работе. Существенная роль в ее формировании и успешном функционировании отводится также учителям, выполняющим обязанности классных руководителей, специалистам социально-педагогической и психологической службы.

 Часть 1. Деятельность классного руководителя (воспитателя, куратора) по сопровождению несовершеннолетнего, пострадавшего от сексуального насилия

(Запасник Н. И., заместитель начальника центра идеологической, воспитательной и социальной работы ГУО «Гродненский областной институт развития образования»; Парада О. В., педагог-психолог отдела защиты прав и законных интересов несовершеннолетних  ГУО «Гродненский областной социально-педагогический центр»; Соловей О. В., старший преподаватель кафедры психолого-педагогического сопровождения образования ГУО «Гродненский областной институт развития образования»)

Классный руководитель (воспитатель, куратор) служит примером ненасильственного поведения и создает для детей безопасную и дружественную атмосферу в классе (группе), принимает активное участие в оказании помощи ребенку совместно со специалистами социально-педагогической и психологической службы.

Классному руководителю (воспитателю, куратору) особое внимание следует обратить на следующие рекомендации при организации работы с несовершеннолетним, пострадавшим от сексуального насилия.

  1. Соблюдение конфиденциальности. Не обсуждать детали случившегося с работниками учреждения образования, учащимися, воспитанниками. Если ребенок захочет с вами поделиться, помните, что его переживания не предназначены для других. Так, в соответствии со статьей 15 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 153-3 «Об оказании психологической помощи», необходимо сохранять профессиональную тайну о предоставленных сведениях.
  2. Обеспечение получения несовершеннолетним социально-педагогической поддержки и психологической помощи. Объяснить законным представителям и ребенку свою роль и роль специалистов социально-педагогической и психологической службы (педагога-психолога, педагога социального), о способах получения помощи. Направить в случае необходимости за помощью к педагогу-психологу, педагогу социальному. Например, вы можете сказать ребенку, что если он хочет поговорить о том, что с ним происходит, то вы готовы это сделать. Сохраняйте спокойствие. Объясните ребенку, что рассказывая Вам о том, что случилось, ему будет проще пережить случившееся. Дайте ему понять, что Вы понимаете и ни в чем не обвиняете его («Ты правильно сделал, что мне рассказал»). Поощряйте желание ребенка рассказать о том, что случилось. Дайте ему возможность выговориться. Будьте искренними. Не советуйте ребенку забыть все и жить так, как будто ничего не было, потому что последствия насилия таковы, что навязчивые воспоминания и мысли о пережитом вызывают тревогу, беспокойство, неуверенность в будущем. Лучше обратиться к специалисту, имеющему опыт работы с детьми, подвергшимися насилию.

Вы также можете объяснить родителям, куда им можно обратиться за психологической помощью относительно переживаний, которые у них возникли и вызывают тревогу.

В своей педагогической практике поддержки несовершеннолетнего, пережившего сексуальное насилие, необходимо использовать знания о признаках и симптомах посттравматического стрессового расстройства у детей разного возраста (Приложение 1) и  особенностях поведения несовершеннолетних, переживших сексуальное насилие в зависимости от возраста.

Для детей младшего школьного возраста характерны противоречивые, двойственные чувства по отношению ко взрослым, страх, чувство стыда, отвращения, испорченности, недоверия к миру, в их поведении отмечаются отстраненность от людей, нарушения сна, аппетита, агрессивное поведение, молчаливость либо неожиданная разговорчивость и др.

Для детей 9-13 лет характерно то же, что и для детей младшего школьного возраста, а также депрессия, чувство потери ощущений, в поведении  отмечаются изоляция, манипулирование другими детьми с целью получения сексуального удовлетворения, противоречивое поведение и др.

Подростки 13-18 лет испытывают отвращение, чувство собственной ненужности, стыд, вину, недоверие, противоречивые чувства по отношению ко взрослым, имеют несформированность социальных ролей и своей роли в семье. В поведении отмечаются попытки суицида, уходы из дома, агрессивное поведение, избегание телесной и эмоциональной интимности, непоследовательность поведения и др.

Классному руководителю (воспитателю, куратору) и иным специалистам, работающим с ребенком, подвергшимся насилию, необходимо понимать, что вне зависимости от возраста несовершеннолетний, переживший любое проявление насилия, во время реабилитации проходит следующие стадии возвращения к нормальной жизни.

Стадия ухудшения ситуации. Эта стадия возникает в ситуации, когда с момента травмы прошло достаточно много времени, подсознание ребенка успело «скрыть» травмирующие события, но они не были отработаны. И когда педагог (специалист) начинает проработку этих травм, возникают моменты ухудшения эмоционального состояния. На данной стадии возможно возникновение такой ситуации: ребенок обратился к педагогу (специалисту) в спокойном состоянии, без ярко выраженных эмоциональных реакций. Во время общения с ним, коррекционной работы возникает вероятность ухудшения его эмоционального состояния, может наблюдаться состояние, схожее с депрессией, апатия, острые негативные реакции. В этот момент педагогу (специалисту) важно объяснить несовершеннолетнему, что это нормальная реакция, что у него возник эффект осмысления и переоценки произошедшего, вследствие чего ему обязательно станет легче. Необходимо предупредить учащегося о возможных реакциях.

Стадия отказа от своих слов. Данная стадия возникает в момент, когда ребенок начинает говорить о сомнениях и о том, что это все, возможно, происходило не с ним и вообще у него все хорошо. Такая реакция ребенка естественна в силу обстоятельств, страха и переживаний, связанных с ситуацией насилия. На этом этапе задача педагога (специалиста) дать понять ребенку, что он верит ему и научить несовершеннолетнего доверять самому себе. Можно спросить о том, что вызвало сомнения в его прошлых рассказах.

Стадия снятия чувства вины за происходящее. Эта стадия сформируется только в тот момент, когда педагог (специалист) «вселит» в ребенка эту мысль: «ты ни в чем не виноват!» Как правило, жертвы (особенно семейного насилия) начинают винить себя в том, что агрессор так себя вел в его отношении: «Это я виноват, что не вовремя пришел домой с улицы… Не убрал за собой чашку и т.д.». Задача педагога (специалиста) внушить учащемуся уверенность в своей невиновности. На этой стадии необходимо помочь разобрать это чувство через вопросы: с чем связано чувство вины? Кто и когда первый сказал тебе о том, что ты виноват в случившемся? Как чувство вины отражается на твоей жизни и общении с людьми? Что ты сам можешь сделать для того, чтобы снизить или убрать это чувство? Как ты представляешь свою жизнь если это чувство пропало? Что изменится? Важно понимать, что эта стадия может быть самой длинной и ресурснозатратной для ребенка и педагога (специалиста). Необходимо понять: ребенку нужно время, для того, чтобы самому прийти к пониманию своей невиновности.

Стадия поддержки в несовершеннолетнем «внутреннего ребенка». Иными словами, научить заново обучащегося радоваться жизни с позиции ребенка, т.к. в силу сложившихся жизненных обстоятельств у него сформировался запрет на то чтобы радоваться жизни по-детски. Педагогу (специалисту) необходимо помнить, что такие учащиеся, как правило, рано взрослеют, в определенные моменты им стыдно вести себя так, словно они маленькие. Основная задача заинтересованных лиц на данном этапе помочь ребенку заново научиться радоваться жизни и получать удовольствие от маленьких радостей.

Стадия испытывания гнева и агрессии. Все предыдущие стадии были направлены на то, чтобы ребенок осознал свою невиновность, понял, что эта была «ненормальная среда» для его развития. И когда это осознание приходит, учащийся начинает испытывать гнев, злость и агрессию по отношению к агрессору. Задача педагога (специалиста) научить социально приемлемым формам выражения этого гнева. Важно понять: это нормально, так и должно быть, но помимо осознания нормальности происходящего следует помнить, что на этой стадии запрещено у ребенка подавлять эти негативные эмоции, наоборот, их нужно прорабатывать. Для этого следует применять простейшие техники, такие как кидание мяча в стену, написание письма и его разрывание на мелкие части и т.д. Важно понимать, в случае правильно организованной педагогической поддержки и коррекционной работы с несовершеннолетним его злость будет направлена на агрессора, в случае неправильной работы – агрессия может стать направленной на себя (аутоагрессия).

Стадия прощения себя. После того как несовершеннолетний выплеснул все свои негативные эмоции на предыдущей стадии, важно проработать обиду на агрессора, дать возможность высказать ему все то, что «накипело». В этом случае хорошо помогут техники «пустого стула» или «письма обидчику».

Стадия обретения уверенности и доверия к миру. Важно донести ребенку, что мир не всегда плохой и негативный, что в мире много положительного и т.д. Этого можно достигнуть через кинотерапию, через разговор, через сказкотерапию.

  1. Учет сведений, полученных от законных представителей, а также рекомендаций педагога-психолога, медицинского специалиста, работающего с данным несовершеннолетним. Насилие является травмирующей ситуацией не только психологического уровня личности, но и может нести за собой ситуацию физической травмы тела или внутренних органов. Симптомы травматизации носят долгосрочный невротический характер и проявляются на характерологическом, психосоматическом, физическом и других уровнях. Например, ребенок может часто отпрашиваться в туалет, инициировать посещение медицинского работника учреждения образования, просить воды, плакать и др.
  2. Принятие ребенка. Сексуальное насилие накладывает отпечаток на личностные особенности ребенка. Классному руководителю (воспитателю, куратору) следует быть готовым к тому, что у несовершеннолетних могут проявляться особенности в поведении и настроении, о которых они должны знать.
  3. Не выделять ребенка в классе (группе). Излишнее внимание, тотальный контроль и сверхзабота к пострадавшему ребенку могут привести к ухудшению его состояния. Важно помнить, что дети могут восстановиться и восстанавливаются после сексуального насилия и что педагоги могут, а также и обязаны четко донести до ребенка, что «жизнь продолжается».
  4. Создание безопасной и поддерживающей атмосферы в классе. Способствовать сохранению нормальных отношений ребенка с одноклассниками. Помогать ребенку чувствовать свою принадлежность к группе одноклассников, обеспечивать его включенность в дела класса, учреждения образования.
  5. Планирование тематики, вопросов для обсуждения на классных (информационных) часах и др. Дети, пережившие сексуальное насилие, могут остро реагировать (чувство вины, стыда, безысходности, агрессия, асоциальное поведение) на обсуждаемые темы и вопросы в классном коллективе. Большинство детей, переживших насилие, замыкается в себе и остро реагирует на темы, ассоциирующиеся у них с травмой. Необходимо исключить такие темы как «Последствия ранней половой близости», «Роль целомудрия для юношей и девушек», «Как люди становятся плохими», «Бережное отношение к девочкам – закон для мужчины» и др. Рекомендуется изменение тем с учетом избегания информации с травмирующим содержанием (например, «Бережное отношение к себе», «Я как главная ценность», «Круги доверия» (Приложение 2) и др.) Укрепляя в ребенке чувство уверенности в себе, повышая его самооценку и обучая навыкам эффективного общения, педагог помогает ему противостоять давлению в разных областях человеческих отношений, в том числе и сексуальных.
  6. Тесное взаимодействие с педагогом социальным. Обеспечение занятости несовершеннолетнего, его включение во внеурочную деятельность.
  7. Ежедневное наблюдение за несовершеннолетним. С целью своевременного реагирования на посттравматические реакции и изменения поведения пострадавшего ребенка классному руководителю (воспитателю, куратору) важно обращать внимание на все детали и своевременно реагировать на его запросы в оказании ему педагогической помощи.

Таким образом, самое главное – присутствие рядом педагога, которому ребенок доверяет и который может вернуть ему чувство ценности собственной личности.

 Часть 2. Социально-педагогическое сопровождение несовершеннолетнего, пострадавшего от сексуального насилия

 (Красикова Н. В., методист центра идеологической, воспитательной и социальной работы ГУО «Гродненский областной институт развития образования»; Адамович А. Г., педагог-психолог ГУО «Первомайская средняя школа» (Лидский район); Карпуть В. П., педагог-психолог ГУО «Средняя школа № 6 г. Лиды»)

Одной из технологий социальной педагогики, направленной на решение психологических, межличностных, педагогических, социальных и других проблем путем установления непосредственного взаимодействия, является работа над конкретной проблемной ситуацией.

         Отличительной чертой данной работы является то, что в ней объединяются мониторинг ситуации и окружения ребенка, привлечение заинтересованных ведомств и учреждений, осуществление координации их действий в целях сопровождения и развития ребенка, отслеживание результата.

Работа по сопровождению несовершеннолетних, подвергшихся насилию, организовывается с учетом комплексного междисциплинарного подхода в оказании социально-педагогической помощи. Сопровождение осуществляется как педагогом социальным, так и заинтересованными службами и ведомствами. Планируя работу по сопровождению несовершеннолетнего, пострадавшего от сексуального насилия, педагогу социальному в своей деятельности необходимо учитывать следующие аспекты.

         Основными принципами являются межведомственное взаимодействие, сотрудничество и преемственность в деятельности.

Практикуются различные модели ведения случая в зависимости от характера проблемы: мультидисциплинарный и (или) межведомственный подход. Усилению эффективности социально-педагогического сопровождения случая способствует командный подход к координации деятельности.

Цель сопровождения – оптимизация развития ребенка, предоставление ему эффективной социально-педагогической поддержки.

Задачи сопровождения: 1) развитие способностей ребенка к преодолению проблемных ситуаций;

2) создание эффективной системы привлечения социально-педагогических ресурсов;

3) выстраивание взаимодействия между ребенком и службами, осуществляющими его сопровождение.

         Функции педагога социального при сопровождении: организационная, координационная, оценочная, мониторинговая, защитная.

         Таким образом, педагог социальный является специалистом, который гарантирует помощь и определяет индивидуальные социальные потребности, возникающие в посттравматической ситуации.

Правильно организовать работу с пострадавшим от насилия обучающимся поможет качественно проведенное социальное расследование, которое включает в себя:

  • акт обследования условий проживания и воспитания несовершеннолетнего (Приложение 5);
  • социально-педагогическая характеристика семьи (Приложение 6);
  • социально-педагогические беседы с законными представителями, пострадавшим несовершеннолетним, другими участниками социального расследования для последующего определения пути социально-педагогической помощи (Приложения 3, 4).

После проведенного социального расследования продолжается работа с сохранным родителем (семьей, если насилие совершено не в семье) и пострадавшим несовершеннолетним.

Педагогом социальным разрабатываются рекомендации для классного руководителя и иных педагогов по построению взаимоотношений с несовершеннолетним, пострадавшим от насилия, рекомендации для законных представителей по организации безопасной жизнедеятельности несовершеннолетнего. Вся собранная информация обсуждается с педагогом-психологом, медицинским работником в рамках мультидисциплинарного подхода, вырабатываются единые рекомендации.

Педагогу социальному следует помнить, что работа с несовершеннолетним будет эффективной только в том случае, если с ним будет установлен доверительный контакт, атмосфера безопасности, конфиденциальности и полного принятия его эмоций. Не следует пытаться организовывать работу в случае отсутствия данных критериев. Также необходимо помнить о том, что на установление положительной обратной связи с несовершеннолетним может понадобиться достаточно много времени и сил. Здесь важно не стать безвольным, а пытаться выйти с ребенком на контакт, сформировать у него чувство безопасности и уверенности в вас.

В момент, когда необходимо установить доверительный контакт с несовершеннолетним, можно воспользоваться техниками допсихологической помощи:

  • быть рядом с ребенком и принимать его эмоциональное состояние. Иногда достаточно того, что вы просто будете называть те эмоции, которые испытывает/испытывал ребенок («Мне кажется ты сейчас злишься!», «То, что с тобой происходило, было ненормальным и то, как ты с этим справлялся было правильной реакцией!» Иными словами: нормальная реакция на ненормальную ситуацию);
  • предлагать несовершеннолетнему простые действия, но так, чтобы он сам мог их реализовать («Может ты хочешь пить? Вот там, стоит вода и чашка, налей себе воды и попей!» «Возьми салфетку и вытри слезы…» и т.д.);
  • спрашивать о его желаниях и чувствах («Чего тебе сейчас хочется?», «Что ты сейчас чувствуешь?», «Что ты можешь сделать для того, чтобы этого добиться);
  • обеспечивать знаниями о местах безопасности. Несовершеннолетний должен знать те места, где ему помогут в случае обострения ситуации с агрессором (в этом случае в Республике Беларусь действуют специально оборудованные «кризисные комнаты»), необходимо вооружить его номерами «телефонов доверия»; оказать правовое просвещение по вопросу насилия.

Такой подход особенно актуален для педагогов социальных  учреждений образования, в которых отсутствует педагог-психолог. Здесь важно понимать, что при помощи данного порядка комплексного социально-педагогического и психологического сопровождения несовершеннолетнего, пострадавшего от сексуального насилия, педагог социальный в состоянии справиться с возникшей ситуацией и оказать допсихологическую помощь несовершеннолетнему.

 Часть 3. Оказание психологической помощи несовершеннолетнему, пострадавшему от  сексуального насилия

(Бочко Е. Б., заместитель директора ГУО «Гродненский областной социально-педагогический центр»; Туманова С. Т., педагог-психолог ГУО «Социально-педагогический центр Ленинского района г. Гродно»; Яковчик Е. Е., заведующий отделом координации деятельности социально-педагогических центров и деятельности учреждений образования ГУО «Гродненский областной социально-педагогический центр»)

Работа педагога-психолога учреждения образования по сопровождению несовершеннолетнего, пострадавшего от сексуального насилия будет осуществляться со всеми участниками образовательного процесса, и прежде всего, с классным руководителем (воспитателем, куратором), законными представителями и самим ребенком.

Особенности организации деятельности в этом направлении определяются:

  • возраст ребенка;
  • пол ребенка;
  • особенности психофизического развития ребенка;
  • осведомленность (понимание) ребенка о факте насилия;
  • длительность совершения фактов насилия;
  • личность насильника.
  1. Работа с классным руководителем (воспитателем, куратором).

Основные аспекты, на которые следует обратить внимание педагогу-психологу в работе с классным руководителем (воспитателем, куратором) – формы и методы взаимодействия с ребенком и его законными представителями. Целесообразно провести с классным руководителем (воспитателем, куратором) несколько консультаций на данную тематику, в рамках которых необходимо раскрыть особенности жертв сексуального насилия, поведенческие, эмоциональные последствия сексуального насилия, методы и приемы активного слушания, обучить навыкам взаимодействия с ребенком.

С целью отслеживания актуального эмоционального состояния ребенка педагогу можно предложить вести дневник (карту) наблюдения, где будут отмечаться изменения в настроении и поведении обучающегося.

Также педагогу-психологу следует оказать методическую помощь классному руководителю (воспитателю, куратору) при организации общих профилактических мероприятий, направленных на предупреждение фактов насилия среди несовершеннолетних. В случаях, когда имелись факты вступления несовершеннолетними в раннюю половую связь, необходимо усилить работу по гендерному воспитанию учащихся в рамках организации и проведения совместных с педагогами классных (информационных) часов и др.

  1. Работа с законными представителями.

При работе с законными представителями важно учитывать их эмоциональное состояние, реакции на произошедшие события, проявляющиеся в эмоциональной и поведенческой сферах. Основной вопрос, на который необходимо ответить: есть ли у членов семьи мотивация и ресурсы к участию в процессе помощи ребенку?

Следует организовать цикл консультаций, в рамках которых законных представителей необходимо познакомить с понятием «кризисное событие», «кризисное состояние», особенностями реакций на стресс. Также родителям следует объяснить различие между стрессовым состоянием, острым стрессовым расстройством и посттравматическим стрессовым расстройством (далее - ПТСР). При наличии симптомов последнего необходимо предложить обратиться за специализированной помощью к врачу-психотерапевту.

Целесообразно разработать брошюры, памятки, листовки по тематике проводимых консультаций, поскольку, находясь в стрессовом состоянии, скорость усвоения информации у человека замедляется, и некоторые важные моменты законные представители могут упустить либо не запомнить. Раздаточный материал поможет обдумать услышанную информацию в спокойной обстановке и обращаться к информации по мере необходимости. В данные материалы следует включить адреса и номера телефонов служб, оказывающих психологическую помощь.

Педагогу-психологу, прежде всего, следует выстраивать работу таким образом, чтобы законный представитель смог:

  • признать факт сексуального насилия и его влияние на семью;
  • возложить вину за преступление на насильника и согласиться с тем, что другие члены семьи не несут ответственности за произошедшее;
  • высказать и осознать свои собственные чувства гнева, утраты, отверженности, уязвимости, вины и потери собственного достоинства, а также реалистично оценить обоснованность этих чувств;
  • осознать свою роль в плане защиты ребенка, ставшего жертвой сексуального насилия, и других детей, проживающих в семье, а также освоить методы защиты и поддержки ребенка;
  • научиться сопереживать ребенку, ставшему жертвой сексуального насилия, и содействовать его восстановлению;
  • разобраться с нерешенными личными проблемами, в том числе с пережитыми ими самими сексуальным насилием.

Особым образом должна строиться работа в том случае, если родители сами в детстве пережили сексуальное насилие. В таком случае необходимо помочь им осознать, что их тяжелые мысли, страхи, чувства и поступки являются нормальной, ожидаемой реакцией на пережитое ими в детстве, помочь им избавиться от заблуждений, когнитивных искажений и чувств вины и личной ответственности за случившееся, путем повторного анализа обстоятельств, при которых произошло сексуальное насилие, с более реалистичной, взрослой точки зрения. Следует содействовать формированию у них чувства безопасности и способности контролировать свою жизнь. Для этого необходимо проводить встречи в безопасной и предсказуемой среде, постоянно выказывая им поддержку и создавая атмосферу доверия; четко формулировать ожидания сторон; а также обучать их конкретным методам управления своими болезненными эмоциональными состояниями и снижения уровня их интенсивности.

Законным представителям в обязательном порядке необходимо знать следующее:

  • возрастные особенности ребенка, последствия сексуального насилия в зависимости от возраста и пола ребенка, длительности совершения насилия;
  • психологические особенности лица, совершившего преступление (психологический портрет насильника);
  • правила составления и соблюдения режима дня ребенка (законные представители должны создать и соблюдать четкий режим дня для ребенка, который будет включать строго регламентированные по времени перерывы на сон, еду, отдых. Это поможет ребенку вернуть ощущение безопасности и стабильности);
  • информацию о возможности повторной травматизации (если факты насилия совершил кто-либо из членов семьи или хорошо знакомый человек, то необходимо исключить факты общения ребенка с данным человеком)

Педагогу-психологу учреждения образования целесообразно провести консультации/коррекционно-развивающие занятия с законными представителями несовершеннолетнего, направленные на снятие чувства вины, тревожности, выработку адекватного стиля воспитания, применения эффективных методов и приемов воспитания.

Также следует организовать совместные коррекционно-развивающие занятия с законными представителями и ребенком, что поможет на практике применить предлагаемые методы и формы взаимодействия с ребенком, повысит уровень доверительных отношений, снизит уровень тревожности у всех членов семьи.

  1. Работа с ребенком.

Специфика работы педагога-психолога с учащимися, пострадавшими от сексуального насилия будет отличаться исходя из того, кто совершил насильственные действия: близкий человек (хороший знакомый, родственник, родитель) либо незнакомый. Также работа с несовершеннолетним будет отличаться и в случае если учащийся/учащаяся вступали в половую связь без физического воздействия или морального давления, по обоюдному согласию.

Работа с детьми, ставшими жертвами сексуального насилия, обычно состоит из интенсивной индивидуальной психотерапии.

В данном направлении необходимо:

  • сформировать чувство безопасности.

Даже, если риск повторного насилия отсутствует, жертвам  может казаться, что им кто-то или что-то угрожает. У ребенка необходимо развивать уверенность в том, что он находится под защитой, и что больше никто не причинит ему вреда. Специалист должен содействовать снижению уровня тревожности и внутренних страхов и по возможности внести необходимые изменения в окружение ребенка, чтобы обеспечить ему еще большее чувство безопасности;

  • активизировать внутренние ресурсы.

 Дети, ставшие жертвами сексуального насилия, часто подвержены чувствам беспомощности, бессилия, тревоги  и страха. Работа с ребенком должна быть направлена на развитие соответствующих возрасту конструктивных навыков адаптации и самозащиты, как при помощи позитивного самоутверждения, так и используя поддержку и защиту взрослых;

  • научить правильно выражать свои чувства.

Предоставление ребенку возможности конструктивно выражать болезненные эмоции (в том числе гнев) и научить ребенка управлять ими. Специалист должен разъяснить ребенку все обстоятельства, приведшие к насилию, и таким образом снять с него ответственность за произошедшее, а также убедить его в том, что он имеет полное право на безопасность и защиту. Это позволит купировать или полностью устранить чувство стыда и вины. Кроме того, ребенок учится конструктивным методам выражения болезненных эмоций, что, в свою очередь снижает потребность в использовании психологических защитных механизмов, таких как подавление и диссоциация, часто встречающихся у взрослых людей, которые в детстве пережили насилие, но не получили необходимой  психологической помощи;

  • избавить ребенка от страха, что ему причинен непоправимый вред.

Задача специалиста – разубедить его в этом или помочь ребенку лучше понять характер и степень серьезности нанесенных ему травм;

  • обучить детей здоровым методам проявления сексуальности.

Многие дети, ставшие жертвами сексуального насилия, характеризуются чрезмерно сексуализированным поведением и имеют искаженные понятия о сексуальности. Их надо научить освоить более уместные способы выражения привязанности и налаживания межличностных отношений без ярко выраженной сексуальной окраски. Детям старшего возраста и подросткам можно привить соответствующие ценности, которые будут формировать их сексуальное поведение  впоследствии;

  • научить доверять людям.

По мере того как ребенок избавляется от психологических проблем, при поддержке доброжелательного, понимающего и сочувствующего специалиста они учатся понимать и доверять взрослым, заслуживающим доверия. Это помогает им постепенно начать доверять в разумных приделах и другим окружающим их людям.

Можно выделить следующие этапы психологического сопровождения несовершеннолетнего, пострадавшего от сексуального насилия.

Этап 1. Установление первичного контакта с ребенком.

Основная цель – обеспечение психологической безопасности ребенка. На данном этапе возможно проведение первичной диагностики, которая поможет  ответить на следующие вопросы:

  • в каком возрасте и когда имели место факты сексуального насилия?
  • кто осуществлял насилие?
  • характер совершенного насилия: например, степень принуждения или применение силы, ощущение, чувства, которые возникали у ребенка?
  • какое объяснение дал ребенок самому себе за произошедшие события, на кого он возлагает ответственность и вину?
  • каков характер взаимоотношений в семье?
  • какие отрицательные психологические симптомы присущи поведению ребенка и насколько они опасны в дальнейшем?
  • на каком уровне развития находится ребенок и каковы его ресурсы?
  • какого типа коррекция целесообразна в данном конкретном случае?
  • какие предпосылки существуют для получения эффективных результатов коррекции?

Следует помнить, что если насилие осуществлялось длительный период времени, то требуется реабилитация и оказание помощи с привлечением иных специалистов.

Этап 2. Закрепление контакта с ребенком.

Основная цель – сформировать чувство уверенности у ребенка в получении поддержки и поощрения в ходе совместной работы со специалистом.

Зачастую, ребенок, переживший сексуальное насилие испытывает сопротивление и неготовность к контактам со специалистом. Чувства стыда и склонность к самокритике также затрудняют проведение данного этапа.

Для установления контакта с детьми могут применяться следующие упражнения:

  • совместный рисунок «Я один из...» (что я делаю как член семьи, как ученик класса, как участник коррекционной группы);
  • упражнения «Так же, как и ты, я...», «В отличие от тебя я...» (ребенок выбирает различные категории анализа, например, имена, кинозвезды, виды спорта, фильмы, гастрономические блюда и т.д. и ищет сходства и различия с другими детьми в своем классе).

Этап 3. Развитие у ребенка способности проявлять доверие.

Основное препятствие для начала осуществления психологической помощи и консультирования – очень высокий уровень подозрительности у ребенка, пережившего насилие. В связи с этим необходимо организовать коррекцию умений и навыков ребенка, необходимых для формирования доверительных отношений с взрослыми и сверстниками. С этой целью следует изучить базовые потребности ребенка в психологической безопасности, любви, принадлежности к группе, выяснить специфические особенности мыслей и чувств, которые возникли у ребенка, когда он утратил доверие к взрослым.

Этап 4. Преодоление страхов ребенка.

Чувства, которые ребенок испытал в ситуации насилия, могут обусловить его беспокойство, пугливость, боязнь сепарации, ситуационный и панический страх. Все это может быть составной частью ПТСР, а также рассматриваться как независимый симптом. Ситуационный страх может возникнуть, например, в ситуациях, напоминающих о посягательстве, или при встрече с людьми, напоминающими посягателя.

Для маленьких детей наиболее значимыми и запоминающимися при восприятии происходящего являются запахи, звуки, вкусовые ощущения, цвета, для более старших детей - слова, содержание и т.д. Страх быть наказанным, отвергнутым и покинутым должен прорабатываться в течение длительного времени.

При сильной тревоге и страхах рекомендуется методика с мысленной остановкой, позитивным представлением и упражнениями на расслабление. Постепенно посредством игр, символической драмы, песочной терапии, ролевых игр, арт-терапии и других техник ребенок может начать находить способы контроля над своим страхом.

Этап 5. Смягчение чувства утраты и вины.

Когда страх начинает утихать, чувство вины выходит на передний план. Мысли ребенка о том, что близкие и родные не смогли уберечь его от насилия, может вызывать чувство вины, а иногда депрессию. Чувство вины часто подавляется по причине запретов, табу, наложенного на разговоры о сексуальности. Ребенок (в особенности девочка) может поверить в то, что он соблазнил преступника. Если насилие совершил член семьи, то ребенок может считать, что он разрушил взаимоотношения матери с отцом или отчимом. В связи с этим он может взять ответственность на себя за распад семьи, обвиняя себя в том, что он плохо защищался.

Чувство вины может проявляться по-разному. Дети со сравнительно сильным чувством собственного достоинства могут реагировать с гневом на вмешательство властей, с агрессией на посягателя, который воспользовался ими, и на мать, которая не смогла защитить их. Эти негативные чувства могут вызывать поведение самодеструктивного характера, причинение себе вреда. Агрессия может провоцировать формирование вызывающего поведения дома и в школе, а также создает условия возникновения делинквентности. Также одной из форм проявления чувства вины является медлительное, замкнутое и молчаливое поведение.

Первой стадией самопомощи в данной ситуации является признание стыда, т.к. возможность избавления от чувства вины и стыда возникает при вербализации и других способах отреагирования ситуации насилия.

Наиболее трудным для ребенка в психологической работе является рассказ о сексуальных чувствах, которые были вызваны посягателем. Эти физиологические чувства очень часто ребенком анализируются с позиции вины в случившемся. Однако педагогу-психологу следует помнить, что в одних случаях ребенок может переживать амбивалентные чувства: удовольствие от сексуальных взаимоотношений и стыд, а в других — чувство вины. Выделение только одного из аспектов переживания, которое рассматривается как доминантное переживание ребенка, является ошибочным.

Этап 6. Обучение вербальному и невербальному выражению чувств.

В процессе консультирования важно показать ребенку, что чувства не могут быть плохими или хорошими.

Наилучшим способом отреагирования амбивалентных чувств является деятельность, естественная для ребенка, – рисование, игра, т.е. использование методов арт-терапии, игротерапии, песочной терапии. Например, игра с песком может позволить ребенку избавиться от психологических травм с помощью экстериоризации внутренних переживаний и фантазий, а также посредством формирования ощущения связи и контроля.

Этап 7. Обучение выражению и контролю агрессии.

Наиболее эффективным в этом случае является когнитивный подход, который ориентирует педагога-психолога на переориентацию ребенка, провоцирующего агрессивность. При данном подходе ребенок учится справляться со своими агрессивными вспышками, переводя их в рациональное русло (объясняется причина агрессии, почему она появляется, в чем ее вред и каким образом данное поведение можно заменить конструктивным).

Этап 8. Создание оптимальных условий для рассказа о факте насилия.

В процессе оказания психологической помощи детям основным моментом является рассказ ребенка о случившемся с ним.

Рекомендуется постепенное приближение к вопросам о насилии. В процессе индивидуальной или групповой работы необходимо соблюдать принцип уникальности каждого человека. Для уменьшения риска симптоматического поведения считается важным детальный разговор о том, что произошло, как поступал преступник, что делал ребенок, что говорил преступник, как реагировал на это ребенок, какие взаимоотношения были с преступником. В процессе психологического сопровождения необходимо связывать эту информацию с различными переживаниями, чувствами и реакциями ребенка.

Моделью объяснения для ребенка могут быть письменные упражнения или устные вопросы в форме игры: «Я думаю, что это случилось со мной потому, что...» и «Сделал для того, чтобы...»,которые помогут педагогу-психологу понять, как ребенок мыслит, как он разделяет вину. В каждой ситуации важно дать ребенку возможность подумать о том, кто, по его мнению, несет ответственность.

Для некоторых детей достаточно беседы, для других необходима помощь в форме игротерапии, сказкотерапии, арт-терапии. Детям, имеющим трудности в выражении своих чувств, могут помочь готовые рисунки или заранее написанные фразы.

Этап 9. Обучение умению видеть различия между «хорошими» и «плохими» тайнами.

Опыт работы с детьми, потерпевшими различные формы насилия, показывает, что большинство из них вынужденно скрывают факт совершенного над ними насилия. Это достигается различными способами, которые использует насильник. К ним относятся шантаж, угрозы, побои, злоупотребление доверием ребенка, формирование эмоциональной привязанности. Ребенок скрывает свои взаимоотношения с посягателем, формирует с ним «тайну» и тем самым отгораживается от близких, которые не совершали насилия. В то же время он считает, что все взрослые знают или догадываются о его тайне, поэтому невмешательство в ситуацию близких людей говорит об их нелюбви к нему. В связи с этим важным этапом психологического сопровождения является создание условий для рассказа о том, как «тайны» создавались и как они должны были сохраняться, какие условия были поставлены преступником.

Этап 10. Формирование уверенности в себе, чувства независимости и чувства собственного достоинства.

Дети, пережившие сексуальное насилие, имеют слабо выраженное чувство собственного достоинства, поэтому важным этапом психологического сопровождения является работа с Я-концепцией ребенка, которая часто формулируется как «Я плохой». У него возникает чувство бессилия от невозможности защитить свое личное пространство. В этом случае эффективным психологическим методом могут стать занятия с элементами тренинга, направленные на выработку уверенности в себе. На данном этапе происходит укрепление самостоятельности ребенка, повышение уверенности в себе и приобретение им чувства собственного достоинства. Указанные цели достигаются путем обучения детей следующим умениям:

  • избегать рискованных ситуаций;
  • устанавливать границы и понимать необходимость самозащиты в будущем;
  • чувствовать чужие и свои границы и личное пространство;
  • говорить «нет» в различных ситуациях;
  • общаться (вербально и невербально);
  • формировать дистанцию в общении и различать приемлемые и неприемлемые прикосновения.

Опасные ситуации могут обсуждаться с детьми в процессе рисования, кроме того, они могут быть созданы и воспроизведены через игру в куклы. Также через игру в куклы, ролевые игры, сказкотерапию можно создать альтернативные пути и найти новые решения проблем потенциально опасных ситуаций.

Этап 11. Коррекция восприятия тела и неадекватной возрасту сексуальности.

Дети, пережившие сексуальное насилие, могут получить искаженное представление о своем собственном теле и о том, что является нормальной сексуальностью. У них может появиться представление, что их тело навсегда «испорчено». Может возникнуть представление, что они грязные, иногда их отношение к себе сопровождается преувеличенной потребностью мыться в виде навязчивой идеи. Здесь следует помнить о том, что переживание сексуальной травмы у мальчиков и девочек отличается. Мальчики пытаются справиться со «вспышками памяти» и воспоминаниями о посягательстве путем вызывающего поведения и идентификации себя, например, с посягателем. Это может привести к сексуализированному поведению и повышенному риску совершать действия насильственного характера над другими (младшими или более слабыми). Девочки же реагируют, скорее, как жертвы и в большей степени склонны держать свои переживания при себе. Они могут чувствовать вину за свое поведение, у них ослабляется чувство собственного достоинства, возникает самопрезрение и самодеструктивное депрессивное состояние, которое может привести к поведению во вред себе, анорексии (отказ от пищи) и сексуализированному поведению.

К работе с детьми, ставшими жертвами сексуального насилия, необходимо подходить исключительно индивидуально. В случае если действия сексуального характера в отношении ребенка совершал близкий человек, то особое внимание в работе следует уделять этапу развития у ребенка способности проявлять доверие и этапу минимизации чувства утраты и вины. Если преступником являлся незнакомый человек, то преодоление страхов ребенка, скорее всего, выйдет на первый план.

При работе с несовершеннолетними, которые вступали в половую связь без физического воздействия или морального давления, по обоюдному согласию больший акцент следует сделать на профилактической работе, направленной на гендерное воспитание, предупреждение заболеваний, передающихся половым путем, психологию добрачных отношений.   

Наиболее приемлемыми формами работы с данными детьми являются методы арт-терапии, поскольку жертвы насилия зачастую предпочитают молчать и избегают огласки совершенного преступления и его обстоятельств и подробностей.

Необходимо отметить, что для детей, проявляющих чрезмерное сексуализированное поведение, рекомендуется сочетание индивидуальной и групповой поддерживающей и игровой работы, родительского тренинга. В случае, если ребенок не вовлекает других детей в свое сексуализированное поведение, тогда рекомендуется сочетание индивидуальной работы с семейной.  В случае агрессивного поведения ребенка по отношению к другим детям предпочтение следует отдавать групповой работе. У некоторых детей, ставших жертвами сексуального насилия, проявляются серьезные эмоциональные расстройства, симптомы сильной депрессии, выражаются в угрозах или попытках самоубийства или членовредительства. Специалист в силах распознать данные проявления и в случае необходимости должен направить ребенка для лечения в стационар.

Следует помнить о том, что последствия сексуального насилия отражаются на протяжении всей жизни человека и особо обостряются при переходе на новый возрастной уровень. Поэтому к работе с такими детьми необходимо периодически возвращаться, чтобы вовремя увидеть и предотвратить изменения в поведении и личностных особенностях учащихся.

Литература

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 14 января 2022 г. № 154-З // Эталон. / Национальный правовой Интернет-портал Респ. Беларусь, 31.01.2022, 2/2874. – Минск, 2022. – 308 с.
  2. Азаров, Ю. П. Семейная педагогика / Ю. П. Азаров. – М. : Аргументы и факты, 1993. – 605 с.
  3. Анташева, Ю. А. Деятельность школьного социального педагога по защите прав ребенка. // Ю. А. Анташева // Социальная педагогика. –2012. – № 1. – С. 41–46.
  4. Психологическая помощь в кризисных ситуациях (предупреждение кризисных ситуаций в образовательной среде) : методич. рекомендации для специалистов системы образования / сост.: Е. В. Бурмистрова. М. : МГППУ, 2006. – 58 с.
  5. Воспитание индивидуальности : учеб.-метод. пособие / Е. Н. Степанова [и др.]. М. : Сфера, – 2005. – 224 с.
  6. Зикратов, В. В. Дисфункциональная семья как предмет и объект исследования социальной педагогики / В. В. Зикратов // Социальная педагогика. – 2006. – № 1. – С. 51–54.
  7. Иванченко, Е. А. Стратегии поведения в конфликтной ситуации  / Е. А. Иванченко // Социальная педагогика. – 2012. – № 3. – С. 52–57.
  8. Марковская, И. М. Опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми / И. М. Марковская // Семейная психология и семейная терапия. – 1999. – № 2. – С. 94–108.
  9. О правах ребенка [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь, 19 нояб. 1993 г., № 2570-XII : в ред. Закона Респ. Беларусь от 12 декабря 2013 г. // Эталон, Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2016.
  10. Социально-педагогическая и психологическая работа с детьми в конфликтный и постконфликтный период : методич. рекомендации  / Н. П. Бочкор [и др.] / под ред. В. Г. Панок, К. Б. Левченко. – МЖПЦ Ла страда, 2014. – С. 36–37.
  11. Щекина, О. А. Взаимодействие семьи и школы в современной социально-образовательной ситуации / О. А. Щекина. – М., 2006. – № 2. – С. 73–77.