"Формирование правил этикета у детей дошкольного возраста на занятиях по музыкальному искусству"

11.05.2022

КОНСУЛЬТАЦИЯ

(для музыкального руководителя)

Подготовила заместитель 

заведующего по основной

деятельности Голубинская И.А.

Задачи учебной программы дошкольного образования программы по разделу «Музыкальное искусство» предполагают работу по формированию у воспитанников основ эстетической культуры личности. Средства музыкального искусства способствуют развитию у детей внимательности, эмоциональности, аккуратности, исполнительности, уважительного отношения друг к другу, формированию правил этикета. Всему этому предшествует ознакомление детей с правилами поведения на музыкальных занятиях.

Основными методами и приёмами ознакомления детей с правилами поведения могут быть: различные гимнастики (артикуляционная, дыхательная, пальчиковая), где правила поведения могут быть в тексте упражнений. Например, пальчиковая гимнастика:

Здравствуй, ручка правая, здравствуй, ручка левая,

Чтобы сильными нам стать - мы зарядку делаем!

артикуляционная гимнастика

Проснулся язычок утром, поздоровался с солнышком, травкой… 

Дети на примере упражнений, попевок знакомятся с правилами поведения, запоминают их, и используют в повседневной жизни.

Каждое музыкальное занятие начинается с приветствия. Есть несколько разных форм приветствия, которые помогают изучить правила этикета – приветствовать друг друга при встрече. Самое простое – это пропевание слов приветствия: «Здравствуйте», «Привет», «Доброе утро». Можно импровизировать на основе музыкальных игр, например, музыкальная игра «Приветствие»: дети двигаются по залу в разных направлениях, по окончанию музыки здороваются, можно детям предложить следующий игровой приём: поздороваться по-кошачьи, собачьи, как англичане и т.д. С детьми можно разучить песенки приветствия. Такими же играми можно завершить занятие, только вместо приветствия – использовать слова прощания. Также слова приветствия использовать для развития чистого интонирование игровой приём-пение приветствия закрытым ртом, в заданном ритме, тихо-громко, отрывисто-протяжно.

Кроме этого, мы можем знакомить детей с правилами этикета, через прослушивание музыкальных произведений.

При прослушивании музыки детям можно предложить изобразить героев музыкального произведения в определённой ситуации. Например, при прослушивании «Ноктюрна» Ф. Шопена, дети изображают снежинки, прослушивая произведение второй раз. Можно попросить детей изображать «воспитанные снежинки», которые никого не толкают, пропускают вперёд, тем самым, закрепив тему «Правила поведения в общественных местах». Также работаем над другими образами, прослушивая разные музыкальные произведения.

Кроме задач певческого развития можно реализовывать задачи по изучению правил этикета, используя произведения, в которых поётся о правилах поведения и положительных качествах («Дружба крепкая» М.Пляцковский, Б.Савельев; «Песенка друзей»  В.Быстряков, А.Вратаев). 

Особое внимание хотелось бы уделить этикету в разделе музыкально-ритмические движения. Тут, как и в песенном творчестве, можно рассмотреть две составляющие. Работа над правилами поведения во время танцев. Под этим понимается приучение детей к культуре танца (приглашение на танец, культура движений во время танца, правильное расположение во время танца, сохранение рисунка танца). При работе над парными танцами особое внимание уделяется гендерному аспекту. Роль мальчика и роль девочки в танцах неоднозначна. Кроме разных движений дети знакомятся с общепринятыми в обществе правилами поведения. Мальчик приглашает девочку на танец – провожает её, мальчик «ведёт» девочку по кругу и так далее.

Работа над образом танца – это вторая составляющая. Характерные образы, которые мы исполняем во время танца бывают положительными и отрицательными, так через эмоциональную сферу мы побуждаем детей задумываться о поступках образа («Ой, ля, ля – завтра грабим короля….»).  В дальнейшем, дети учатся себя вести в соответствии с нормами социума.

В понятии «коммуникативные танцы» основополагающим является этикет. Дети учатся общаться, дружить, взаимодействовать друг с другом. Взаимодействовать не только с теми детьми, которые нравятся, но и с теми, которые е очень приятны.

Одна из разновидностей танцев - это танцы под музыку с пением. Для работы над правилами поведения можно брать песни с текстами, в которых содержаться алгоритмы поведения, правила поведения .

При работе над правилами поведения на музыкальном занятии можно использовать мнемокарты. Эти схемы помогают иллюстрировать нормы поведения или отступление от них.

Работа по мнемокартам идёт следующим образом. Воспитатель в группе закрепляет знания о правилах поведения, дети с мнемокартами приходят на музыкальное занятие и под музыку разыгрывают небольшие сценки. Обычно часть детей участвует в спектакле, а часть наблюдает и делает свои замечания.

Рис.1 Поведение детей на занятии

При подготовке к праздникам тоже можно разработать мнемокарты, помогая детям вспомнить правила поведения на празднике. Разработанные детьми мнемокарты за неделю до праздника демонстрируются в родительском уголке группы для привлечения внимания родителей и напоминания им о правилах этикета на празднике. 

Рис.2 Правила поведения на празднике

Мнемокарты, вызывают у кого-то из родителей смех, а у кого-то недовольство, огорчение. Это является важным этапом подготовки мероприятия. Помогает настроиться на праздник, как детям, так и их родителям. Продолжение работы с родителями происходит в момент праздника.

С родителями во время праздника для закрепления этических норм как одну из форм работы используем игру «Весёлый чемоданчик». Это набор предметов, которые помогает поддерживать своих детей во время праздников, развлечений, не вставая с родительского места: «улыбка» на палочке, весёлое сердечко из бумаги или картона, серпантин, конфетти, надувные язычки, забавные носы на резинке, смешные усики, рожки на пластмассовых ободках, парики и многое другое. Всё зависит от тематики праздника. Кроме того, родителям можно поручить создавать звуковые эффекты: имитировать стук дождя, грома, сигналить маленькими зеркальцами, имитируя блеск сокровищ.

Очень важно соблюдать этические нормы, как детям, так и взрослым, использование музыкального материала для изучения этических норм наиболее эффективная форма работы с детьми, так как усвоение материала происходит при помощи воздействия на эмоциональную сферу ребёнка.

ИСТОЧНИК:  

  1. etiket_u_doshkolnikov.doc