Развитие речи детей с учетом гендерных особенностей (Мамчиц В.Т.)

Консультация

(для педагогов специальных групп)

 Как известно, своевременное и полноценное овладение речью является важным условием развития личности ребенка. Процесс формирования речи охватывает несколько возрастных этапов. Особенно продуктивным и важным является период дошкольного детства. Дошкольный возраст — это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической.  В течение этого отрезка времени ребенок овладевает основными закономерностями языка.

Известно, что речевое развитие мальчиков и девочек имеет свои гендерные особенности.  Это связано с особенностями формирования полушарий головного мозга у девочек и мальчиков. Прежде всего, различия заключаются в темпах созревания центральной нервной системы. Девочки рождаются более зрелыми детьми (на 3-4 недели), чем мальчики. И в дальнейшем их нервная система более крепкая. Отмечено, что мальчики в процентном соотношении больше чем девочки страдают различными специфическими речевыми нарушениями (заикание, алалия, дизартрия). Для девочек характерно более раннее начало речи. Девочки, как правило, начинают «больше говорить» в возрасте старше 1 года 8 мес. У них быстро растет словарь слов, обозначающих предметы. Речь мальчиков характеризуется более поздним началом. В норме мальчики начинают активно разговаривать после 1 года 10 мес. Считается, что «поздноговорящие дети» это именно мальчики. В дальнейшем они чаще всего продолжают развиваться абсолютно нормально. Некоторое отставание во времени приобретения ими первых речевых навыков не имеет клинического значения. У мальчиков, прежде всего, формируется словарь названий действий. Мальчики отдают предпочтение накоплению и активизации глагольного словаря. Одна и та же ситуация «оречевляется» мальчиками и девочками по-разному. Например, ребенок хочет мячик. Скорей всего, мальчик будет громко кричать: «Дай!», а девочка тихо скажет: «Мяч». Для родителей разница небольшая, а для специалиста значимая.

У девочек в дальнейшем левая сторона мозга оказывается более развитой. Именно поэтому у девочек речь развивается быстрее. В возрасте 4-5 лет по показателям развития речи девочки опережают мальчиков. У мальчиков быстрее развивается правая сторона мозга, что обеспечивает им пространственное и логическое мышление, математические способности. Они уже в дошкольном возрасте лучше справляются с заданиями, требующими понимания пространственных соотношений.

Исследователями отмечается, что девочки в большей степени склонны персонифицировать речевое высказывание, придавать ему некий личностный смысл. Мальчики, напротив, стремятся передать в своей речи только необходимую информацию, исключив ненужные детали. Девочки чаще выделяют в своих рассказах внешние признаки окружающих предметов, людей, явлений, подчеркивая при этом социальную значимость или привлекательность данного объекта. Эта особенность проявляется, например, в частом употреблении прилагательных «красивый», «хороший». Мальчики в большей степени акцентируют внимание на существенных признаках предметов, часто опуская остальные детали при построении высказывания. В целом речь девочек более грамотна, выразительна, чем речь их сверстников-мальчиков, которые часто проявляют небрежность в высказываниях.

          Для девочек характерна активная речевая деятельность, основанная на инициативных высказываниях, тогда как речь мальчиков в большей степени ответная, опосредована речевыми высказываниями взрослого. В условиях спонтанного развития речевая активность девочек в значительной степени увеличивается при переходе в старший дошкольный возраст, у мальчиков данный процесс наиболее активно протекает к концу дошкольного периода развития. До семи лет девочки в интеллектуальном и речевом развитии опережают мальчиков. Они в большей степени готовы к обучению, чем мальчики, у которых мозг «созревает» для полноценной учебы только к восьми годам.

          Таким образом, можно сделать вывод о том, что мальчикам в период сензитивного развития речи стоит больше уделить внимание развитию функций левого полушария и в частности развитию речевых зон (зона Брока и зона Вернике), посредством выполнения пальчиковой гимнастики и массажа рук. Мальчикам в раннем возрасте стоит больше уделять внимание развитию всех высших психических функций (восприятия, памяти, мышления) как базы для развития речи.

          Для выполнения артикуляционной гимнастики мальчикам можно предложить специальный комплекс упражнений «Путешествие машинки», выполняя который мальчики передают действия маленького автомобильчика. С девочками артикуляционную гимнастику можно обыграть как путешествие Золушки на бал. Таким образом, выполнение упражнений проходит в увлекательной и игровой форме.

          При выполнении дыхательной гимнастики мальчикам можно предложить подуть на самолетик, вертолёт, загнать мяч в ворота, в то время как девочкам подуть на цветочек, облачко, бабочку.

При подготовке конспекта занятия на автоматизацию звука в речи так же необходимо учесть гендерные особенности. Например, звук [Р] автоматизируем с мальчиком вместе с роботом Робиком, а с девочкой вместе с феей Ритой.

          При проведении занятий с учетом гендерного подхода необходимо помнить, что  девочки лучше воспринимают эмоциональную речь; мальчики краткую, сдержанную. С мальчиками разговаривать гораздо эффективнее конкретно и коротко. Выдавать информацию по схеме «причина-поступок-следствие».

          Для оптимального процесса обучения и воспитания на занятиях при работе с мальчиками, необходимо использовать такие принципы, как: быстрый темп подачи материала, высокая двигательная активность, поисковая деятельность, элементы соревновательности, большое количество логических заданий и очень важно, чтобы объяснение материала и инструкция к заданиям были чёткими и немногословными.

          При работе с девочками, принципы должны быть следующими: невысокий темп подачи, использование красочного материала, при сообщении важного момента концентрация внимания на нём, эмоционально окрашенная подача материала, увеличение количества повторений пройденного.

  Важным направлением развития речи мальчиков является активизация лексических операций. Необходимо привлекать мальчиков к активному взаимодействию в играх, расширять представления о социальных ролях мужчин и женщин в процессе сюжетно-ролевых игр. Важно обеспечить расширение «вербального общения» за счёт включения детей в общественную деятельность, требующую от ребёнка словесных обозначений признаков предметов и явлений, повышения речевой активности в ходе взаимодействия со взрослыми и детьми.

          В развитии речи девочек в первую очередь необходимо усиление употребления сложных грамматических конструкций, обогащение активного словаря глагольной лексикой.

          Учет гендерных особенностей существенно повысит эффективность работы по развитию речи девочек и мальчиков, а так же будет способствовать формированию у них культуры устной речи и общения.

 

Учитель-дефектолог

ГУО «Детский сад №32 г. Лиды»                                                                                    В.Т.Мамчиц