Педагогические технологии (Мамчиц В.Т.)

Современные педагогические технологии

Среди многочисленных новых направлений в педагогике, привлекающих внимание педагогов, особого внимания заслуживает технология обучения.

В современном значении слово «технология» (от греч. «технэ» искусство, мастерство, умение; «логос» учение, наука) означает любую целенаправленную деятельность, осуществляемую по определенным операциям, правилам, этапам. Применительно к педагогике понятие «технология» обозначает совокупность, специальный набор форм, методов, приемов и средств обучения, приводящих в конечном итоге к достижению заданной цели обучения или воспитания.

      Идея технологизации обучения развивалась в двух достаточно разных направлениях: первое направление – разработка и применение различных технических средств, способствующих повышению эффективности процесса обучения; второе – разработка и применение организационно-методического инструментария обеспечивающего определенную заданность и воспроизводимость педагогических результатов.

В развитии идеи технологизации обучения правомерно выделить ряд этапов.

      Первый этап связан с идеей Я. А. Коменского – сделать обучение «техническим», то есть таким, чтобы все, чему учат, не могло не иметь успеха. Я. А Коменский фактически сформулировал важнейшую идею педагогической технологии – гарантированность результата. Механизм обучения, то есть учебный процесс, приводящий к запланированным результатам, он назвал «дидактической машиной». Для нее важно: определить цели; обозначить средства достижения этих целей; отыскать правила пользования этими средствами. Таким образом, уже в «Великой дидактике» Я. А. Коменского вырисовывается своеобразный модуль, выступающий ядром любой педагогической технологии: цель – средства – правила их использования – результат. Но самого термина «педагогическая технология» Я. А. Коменский не употреблял.

      Идею технологизации обучения поддерживали и другие выдающиеся педагоги. Так, И. Г. Песталоцци важнейшим своим вкладом в педагогику считал создание «механизма» образования, опираясь на который каждый подготовленный педагог может воспитать любого ученика.

Второй этап в развитии идеи технологизации образования приходится на 20-е – 30-е годы ХХ столетия. Именно в эти годы входит в обиход термин «технология в образовании». Это было связано с использованием в школе технических средств обучения. Вначале аудиовизуальных (магнитофон, кино- и фотоаппарат, радио, машины-тренажеры) а позднее, в 50-е годы – первых ЭВМ.  Данный подход к толкованию педагогической технологии получил наибольшее распространение в США, где аудиовизуальные средства обучения стали использоваться впервые.

В СССР вместо термина «технологии в образовании» употреблялся и до сих пор на территории постсоветского пространства преимущественно употребляется термин «технические средства обучения» (ТСО).

Попытки применения педагогических технологий в СССР в те годы не получили должного развития.

Третий этап. В середине 50-х годов XX в. возникает особый «технологический» подход к построению самого процесса обучения. Педагогические технологии признаны профессиональной категорией. Появляется так называемая технология педагогических методов, то есть технология самого построения учебного процесса или технология обучения. Суть данного подхода заключается в конструировании образовательного процесса, гарантирующего обучающемуся достижение заданного уровня подготовки. Ведущими компонентами такого учебного процесса являются максимальная конкретизация целей, которые необходимо достичь (они могут быть выражены через изучение содержания, деятельность учителя, процессы развития ученика и т.п.); обучение, ориентированное на обозначенные цели; диагностика степени достижения целей учеником; педагогическая коррекция отстающих; оценка достигнутого уровня.

Примером может быть концепция программированного обучения, предложенная в 1954 году Б. Ф. Скиннером. Суть данного подхода заключается в идее полной управляемости работой ученика.

Модель программированного обучения Скиннера предлагала учителю линейную технологию пооперационного обучения (учебный материал делится на «шаги», а «шаги» делятся на «кадры»), в которой предусмотрена обратная связь, то есть немедленный контроль правильности реализации каждого задания и возврат к предыдущему шагу в случае ошибки.

Массовое внедрение технологий в практику обучения началось в 60-70-е годы в процессе формирования американской, а затем европейской школы.

Активное внимание к педагогическим технологиям как в образовании, так и в воспитании проявляется с 1960-х годов в связи с увеличивающимся потоком сообщений об авторских школах, индивидуальных методиках, интенсивных курсах и т. д., обеспечивающих устойчивый результат обучения и воспитания. Однако само понятие «технология образования» не употреблялось по идеологическим соображениям вплоть до середины 1980-х годов.

Итог данного этапа: признание образовательной технологии объектом изучения.

Четвертый этап (с середины 1980-х годов по настоящее время) связан с признанием педагогической технологии отраслью теоретического знания в педагогике. Проблема технологий обучения стала одной из наиболее обсуждаемых в связи с признанием педагогических технологий Ш. А. Амонашвили (гуманно-личностная технология), В. П. Беспалько (технология программированного обучения), С. Н. Лысенковой (перспективно-опережающее обучение). Посвященная педагогическим технологиям научно-педагогическая литература насчитывает сотни наименований. Однако единого понимания термина «технология обучения» ученые так и не достигли. Существуют десятки определений, от­личающихся друг от друга. Вот некоторые из них:

  • систематический метод планирования, применения и оценивания всего процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования («Глоссарий ЮНЕСКО»);
  • специальный набор и компоновка форм, методов, приемов обучения, воспитательных средств; другими словами, организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б. Т. Лихачев);
  • проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике (В. П. Беспалько);
  • научное обоснование характера педагогического воздействия на ребенка в процессе взаимодействия с ним, научно-педагогическое обоснование системы профессиональных умений педагога, позволяющих осуществить тонкое прикосновение к личности ребенка (Н. Е. Щуркова).

Одно из определений принадлежит В. А. Сластёнину: технология обучения – это система последовательных, взаимосвязанных действий педагога и обучающихся, направленных на достижение диагностически поставленных целей обучения.

 Соотношение технологии и методики обучения

Одним из важных вопросов дидактики является соотношение и взаимосвязь понятий «методика» и «технология». Как известно, дидактика – отрасль педагогики, разрабатывающая то общее, что присуще различным частным методикам, и позволяет ответить на вопросы: зачем, чему и как учить. Методика рассматривает общие дидактические явления и процессы при изучении конкретной учебной дисциплины и отвечает на вопросы: зачем, чему и как учить в конкретном учебном предмете. Технология отвечает на вопрос «как учить результативно? Следовательно, технологии обучения — это раздел дидактики, который, возможно, станет самостоятельной учебной дисциплиной, имеющей свой предмет изучения. Если технология применяется в конкретном учебном предмете, то дидактические подходы реализуются в методике. При изучении одного и того же предмета (например, математика) могут применяться разные технологии обучения (педагогическая мастерская, проблемное обучение и пр.), и одна и та же технология (например, технология развития критического мышления) может быть реализована при изучении разных учебных предметов (русский язык, литературное чтение, окружающий мир).

Технологии и методики

Различие между методикой и технологией

(по В.И.Загвязинскому)

 Методика обучения – совокупность методов и приемов, используемых для достижения определенного класса целей. Методика может быть вариативной, динамичной в зависимости от характера материала, состава учащихся, ситуации обучения, индивидуальных возможностей педагога. Отработанные типовые методики превращаются в технологии. 

Технология – это достаточно жестко зафиксированная последовательность действий и операций, гарантирующих получение заданного результата. Технология содержит определенный алгоритм решения задач. В основе использования технологий положена идея полной управляемости обучения и воспроизводимости типовых образовательных циклов.

Методика раскрывает систему деятельности педагога. Какое содержание ни было бы заложено в деятельность педагога (обеспечение обучающихся информацией, диагностика и оценка результатов их деятельности и др.), всегда возникает вопрос, что он может и должен сделать.

Методика ориентирована на описание деятельности организатора образовательного процесса по достижению поставленной цели. Технология же ориентирована на описание деятельности исполнителя процесса в первую очередь. Методика описывает организацию материала и систему работы педагога, считая, что деятельность обучающегося в каждый момент автоматически адекватна, и они совместно движутся к достижению поставленной цели.  Технология описывает систему работы обучающегося как деятельность, которая должна быть им реализована, чтобы достичь поставленной образовательной цели.

Методика изучает методы обучения и воспитания, не выстраивая из них определенные логические цепочки. Технология всегда предполагает логику, последовательность методов и приемов, совместных действий педагога и воспитанника.

Технология отличается от методики своей алгоритмичностью. Алгоритм – это точное, однозначно понимаемое предписание о выполнении в указанной последовательности операций (действий), приводящих к решению задачи. Алгоритм предполагает точную репродукцию действий, а технология учитывает и допускает творчество педагога и воспитанника.

И технология, и методика обладают системностью (т.е. в их основе должна лежать система научных законосообразных положений). Однако идеальная технология обладает жестко определенной системой предписаний, гарантированно ведущих к цели (как, например, система программированного обучения), т. е. инструментальностью. Методика же предусматривает разнообразие, вариативность способов реализации теоретических положений, а следовательно, и не предполагает гарантированности достижения цели, т. е. даже идеальная методика не обладает высокой инструментальностью.

В методике акцент делается на вариативности, творческом отношении к применению тех или иных методов, приемов, в технологии – на процессуальности, расчете, воспроизводимости, устойчивости результатов.

Современные образовательные технологии:

  • здоровьесберегающие технологии – технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в учреждении дошкольного образования: детей, педагогов и родителей;
  • технологии проектной деятельности – целенаправленная деятельность по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования;
  • технология исследовательской деятельности – это вид интеллектуально-творческой деятельности, которая направлена на получение детьми знаний, умений, навыков при решении какой-либо поставленной перед ними проблемы;
  • информационно-коммуникационные технологии – процессы, использующие совокупность средств и методов сбора, обработки, накопления и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса, явления, информационного продукта, также распространения информациии способы осуществления таких процессов и методов;
  • личностно-ориентированные технологии – это организация воспитательного процесса на основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному, полноправному участнику воспитательного процесса;
  • игровая технология – это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр, которая стимулирует познавательную активность детей, «провоцирует» их самостоятельно искать ответы на возникающие вопросы, позволяет использовать жизненный опыт детей, включая их обыденные представления о чем-либо;
  • технология «ТРИЗ» - набор методов решения и усовершенствования технических задач и систем, с помощью нахождения и решения технических противоречий;
  • метод кинезиологии в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, кинезиология – это наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения; эти упражнения позволяют улучшить межполушарное взаимодействие, активизировать работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов, в том числе речи и интеллекта;
  • логоритмика и изоритмика в работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи, логоритмика– это методика, опирающаяся на связь слова, музыки и движения и включает в себя пальчиковые, речевые, музыкально-двигательные и коммуникативные игры; изоритмика –это комплекс игровых упражнений для развития мелкой моторики пальцев рук, которые сопровождаются проговариванием соответствующих рисунку стихотворных четверостиший;
  • технология развивающего обучения – предполагает взаимодействие педагога и обучающихся на основе коллективно-распределительной деятельности, поиске различных способов решения образовательных задач посредством организации диалога в исследовательской и поисковой деятельности обучающихся;
  • технология проблемного обучения – это такая система обучения, в которой педагог на занятии предлагает проблемную ситуацию, а учащиеся самостоятельно ее разрешают; методика помогает творческому овладению знаниями и развитию мыслительных способностей.

 

 

Учитель-дефектолог

ГУО «Детский сад № 32 г. Лиды»                                                            В.Т. Мамчиц