Памятник воинам-железнодорожникам

 

Вид маршрута: пеший.

Рекомендуемый возраст ребенка: старший дошкольный возраст.

Общее расстояние: от Яслей-сада № 32 до «Памятника воинам железнодорожникам» 2,5 км.

Продолжительность по времени: 1-1,5 часа (в зависимости от интереса ребенка и степени самочувствия).

Опасные участки по ходу маршрута (определены и зафиксированы на карте):

- переход проезжей части;

- переход перекрестка;

- движение вдоль близко расположенной проезжей части.

Как добраться:

- общественным транспортом: автобус № 4 (остановка «Автобусный парк»), маршрутное такси 6А (остановка «Автобусный парк»).

автомобилем: координаты GPS: 53.871837, 25.318617.

Памятник воинам-железнодорожникам установлен на пересечении проспекта Победы и ул. Энгельса недалеко от железной дороги и железнодорожного переезда, въезда в город с Минского направления.

Содержание беседы с ребенком по ходу движения по маршруту

  • Спросите у ребенка, знает ли он что-нибудь о Великой Отечественной войне (далее - ВОВ).
  • Расскажите ребенку, что 22 июня 1941 года — одна из самых печальных дат в истории Беларуси, день, который нельзя забыть. В этот далёкий летний день люди занимались обычными делами. Школьники готовились к выпускному вечеру. Девочки играли в «дочки — матери», непоседливые мальчишки скакали верхом на деревянных лошадках, представляя себя красноармейцами. И никто не подозревал, что мирную жизнь разрушит война. На нашу Родину напали фашисты, иноземные захватчики. И люди пошли воевать — защищать свою землю. Очень многие солдаты и мирные жители погибли в ВОВ.
  • Поинтересуйтесь у ребёнка: «Что и где ты слышал о войне? Как ты думаешь, мы должны помнить о тех, кто не пришел с войны? Как люди сохранили память о войне? (о героях войны написано в книгах, стихах, песнях, снято в фильмах, в городах поставлены памятники).
  • Спросите у ребенка «Что такое памятники? Для чего их, возводят?» (слово «памятник» происходит от слов «память», «помнить». Это скульптурные сооружения, обелиски. Строят их в честь какого-либо героя войны или важного события, чтобы люди помнили героев, на долю которых выпало тяжёлое время войны. Памятник — это напоминание нам о тех, кто погиб в партизанских отрядах, на полях сражений, кто просто не дожил до дня Победы.
  • Спросите у ребенка: «А в нашем городе Лида есть памятники воинам ВОВ?». Памятники города Лиды, посвящённые Великой Отечественной Войне:
  1. Обелиск на увековечивание памяти 32 рабочих и служащих, которые погибли на фронтах Великой Отечественной войны и партизанской борьбы против немецко-фашистских захватчиков (на улице Фабричной, в сквере около Дворца культуры обувной фабрики).
  2. Памятник "Пушка 76 мм" воинам 3 гвардейского кавалерийского корпуса, участвовавшим в освобождении Лиды от немецко-фашистских захватчиков 8 июля 1944 года» (возле Лакокрасочного завода по улице Качана и перенесен сюда с перекрестка улиц Ленинской и Советской).
  3. Курган Бессмертия.
  4. Памятник-стела и 7 мемориальных плит с фамилиями погибших на братской могиле (по улице Мицкевича, в городском парке культуры и отдыха. Здесь похоронено 7 воинов, которые погибли в 1944 г.).
  5. Памятник в честь воинов-освободителей.
  6. Памятник в честь памяти подпольщиков и партизан.
  7. Памятник в честь воинов-освободителей и партизан Лидской зоны.

Ход экскурсии:

Паровоз установлен как памятник в октябре 2008 года к 685-летию города и посвящен воинам железнодорожникам, которые освободили город во время Великой Отечественной войны. С двух сторон от памятника высажены клумбы с цветами. На центральной части постамента закреплена памятная табличка: «Воинам железнодорожникам, участвовавшим в освобождении г. Лида в годы Великой Отечественной войны». Паровоз выкрашен в черный с красным цвет и имеет довольно реалистичный вид, будто настоящий паровоз стремится выехать на проезжую часть.

Информация для родителей. В годы оккупации в Лиде активно действовали подпольщики. Многие из них и пожить-то толком не успели...

Они были совсем юными. В годы Великой Отечественной войны в оккупированной фашистами Лиде они создали подпольную сеть и оказали серьезное сопротивление врагу, действуя на предприятиях города, железной дороге, электростанции. Они любили жизнь, но каждый день смотрели смерти в лицо, потому что любили свою Родину. Они хотели, чтобы страна поскорее снова свободно вздохнула и набрала полные легкие мирного воздуха. Их имена: Михаил Игнато, Александр Климко, Мария Костромина, Матрена Наказных.

В сороковые годы прошлого века Лида, как и сейчас, была важным железнодорожным узлом, через который ежедневно проходили десятки составов с различными грузами военного назначения и живой силой. Утром 27 июня 1941 года в Лиду вошли немецкие войска. Установился оккупационный режим. Весь район превратился в мощный опорный узел немцев, насыщенный живой силой и техникой врага. В оккупированном городе начался кровавый террор: фашисты добивались исполнения «нового порядка», каждые две недели на территории местной тюрьмы расстреливали по 25—30 человек — представителей интеллигенции, церкви. А осенью 1941-го местные патриоты, знавшие друг друга по совместной работе и учебе, бывшие военнослужащие Красной Армии начали объединяться. Центром подполья стала партийно-комсомольская группа на железнодорожном узле, которую организовали коммунист Михаил Игнатов и комсомолец Александр Климко. Со временем подпольная организация разрослась до 35 человек. В конце 1943 года в городе работали четыре самостоятельные подпольные группы: на железнодорожном узле, в авиамоторных мастерских, в немецком госпитале и даже в самом гебитс­комиссариате.

Первое время молодые люди слушали приемник со сводками Совинформбюро, писали от руки листовки, проводили агитационную работу среди земляков. А позже, когда группа установила связь с партизанскими отрядами «Искра» и «Балтиец» имени Ворошилова, выполняли задания разведывательного и диверсионного характера. Из партизанских отрядов молодые подпольщики получали мины и взрывчатку, а также листовки, сводки Совинформбюро, экземпляры газеты «Уперад», которые распространяли среди населения. Это был большой риск. Случались в городе и террористические акты против глав оккупационной власти. Немцы жили как на пороховой бочке. И никто не знал, кто стоит за этими терактами, кто, рискуя собственной жизнью, так отчаянно борется за свободу родного города.

Подпольщики совершали диверсии на предприятиях, железной дороге, электростанции, собирали и прятали оружие, боеприпасы, оказывали помощь военнопленным, поддерживали связь с партизанскими отрядами «Искра» и «Балтиец», которые действовали на территории Лидского района.

Бесстрашный машинист. Михаил Игнатов был простым железнодорожником. Родился в 1910 году в Липецкой области. В 1923-м окончил пять классов школы и семь лет работал в колхозе, затем — в Москве на железной дороге кондуктором, а после переезда семьи в 1931 году в город Каширу Московской области — в Каширском локомотивном депо: кочегаром, помощником машиниста, машинистом. В Воронеже окончил шестимесячные курсы машинистов паровоза и в 1939-м был командирован на работу в Западную Беларусь – в Лиду, где требовались квалифицированные специалисты-железнодорожники. Переехал вместе с семьей, которая все тяготы оккупации пережила вместе с ним в Лиде.

Михаил Игнатов, работая машинистом паровоза, брал с собой в рейс мины замедленного действия, которые в пути следования подкладывал под другие паровозы, выводя их из строя. Ближайший соратник Игнатова комсомолец Александр Климко был коренным лидчанином, профессию получил в Белостокском железнодорожном ремесленном училище, во время войны работал слесарем в Лидском паровозном депо. А Матрена Наказных и Маша Костромина были совсем девчушками: в 1941-м окончили лидскую среднюю школу № 1. В 1940 году обе переехали в Лиду с семьями родителей, которых направили на железнодорожный узел: одна — из Липецкой области, другая — из Амурской. Отец Матрены Наказных работал на железной дороге вместе с Игнатовым.

Есть данные, что в 1942 году подпольщики сожгли построенное гитлеровцами вагонное депо и завод по изготовлению конструкций для бункеров и блиндажей, подорвали поворотный круг в депо. В феврале 1943-го Александр Климко и Леонид Холевинский взорвали бензосклад. Летом того же года магнитной миной, подложенной Климко, был подорван восстановленный поезд. В феврале 1944 года «неуловимые мстители» подорвали министерский салон-вагон Восточной железной дороги, уничтожили бронированный вагон на станции Лида, а также дом на улице 17 Сентября, в котором располагалась железнодорожная ­охрана.

За пять дней до долгожданной свободы. Лидское подполье действовало почти до конца оккупации. Немцы предпринимали все новые и новые попытки разоблачить подпольщиков, но фортуна долгое время была на стороне молодых патриотов, которые, рискуя жизнью, боролись с фашистским режимом.

Однако весной 1944 года по подполью был нанесен сокрушительный удар. 4 мая в квартире Игнатова агенты «абвергруппы-307» арестовали связную партизанского отряда «Балтиец», которая, не выдержав пыток, раскрыла явочные квартиры подпольщиков. Очевидцы вспоминают, что в ночь арестов гестаповцы возили ее на машине опознавать боевых товарищей. Той ночью уцелело лишь несколько человек.

Михаила Игнатова арестовали, забрали в гестапо прямо из депо, а к нему на квартиру направили двоих полицейских и гестаповца, чтобы забрать семьи. Но его жене с детьми удалось сбежать, их укрыли в партизанском отряде. Гестаповцы жестоко пытали Игнатова, требуя раскрыть имена всех подпольщиков и связных, однако ничего от него не добились. 23 июня 1944 года после жестоких пыток (у него были раздроблены суставы рук, выбиты зубы, искалечены лицо и тело) его расстреляли во дворе тюрьмы. Ему было всего 33 года.

А за пять дней до освобождения Лиды, 3 июля 1944 года, в двух километрах севернее города на опушке леса (нынче — микрорайон Рыбиновского) фашисты устроили массовый расстрел комсомольцев-подпольщиков — более сорока человек. Смерть встретили Александр Климко, Анатолий Качан, Матрена Наказных, Зоя и Леня Кудачевы и другие патриоты — лучшие представители молодого поколения Лидчины. А Маша Костромина, став бойцом отряда имени Ворошилова, принимала участие во многих боевых операциях против гитлеровцев и погибла в бою у деревни Жемыславль Ивьевского района.

Подпольная деятельность в нашем городе вместе с партизанским движением сделала свое дело в борьбе с оккупантами и приблизила освобождение. Накануне изгнания из города немецко-фашистских захватчиков на Лидчине действовало 6 партизанских бригад, в которые входили 26 партизанских отрядов с общим количеством около 5 тысяч бойцов.

Лида была освобождена 8 июля 1944 года в течение трех часов в результате мгновенной атаки трех конных полков практически без потерь и сопротивления.

В память о воинах-железнодорожниках, участвовавших в освобождении Лиды от фашистских захватчиков, на углу проспекта Победы и улицы Камышовой на пьедестале установлен отреставрированный паровоз выпуска 1945 года. А на территории локомотивного депо о подвиге подпольщиков напоминает стела с надписью: «Здесь с декабря 1941 г. по июнь 1944 г. действовало партийно-комсомольское подполье, центром которого была партийно-комсомольская группа на железнодорожном узле: Игнатов Михаил Николаевич, Климко Александр Александрович, Качан Анатолий Гаврилович, Наказных Матрена Константиновна, Костромина Мария Ивановна, Холевинский Леонид Федорович, Кудачев Леонид Федорович».

Лида помнит. На опушке соснового леса, где приняли мученическую смерть более сорока подпольщиков и партизан Лидчины, сооружен монумент, установленный в 1966 году по проекту архитектора Сосновского. Сюда приходят потомки, чтобы поклониться бесстрашным землякам, вставшим на защиту родной земли. Здесь проходят митинги и акции Памяти. В этом месте особенно остро чувствуется связь времен и неудержимая сила духа поколения, которое прежде думало о Родине, а потом о себе.

Поинтересуйтесь у ребенка знает ли он, как чтят память о погибших солдатах во время войны? (Погибших во время ВОВ людей вспоминают минутой молчания, приносят к памятникам венки, цветы, запускают салют).

Спросите у ребёнка, знает ли он, что такое минута молчания? Как, нужно себя вести в это время? (Минута молчания — символический ритуал, во время которого нужно встать и молча почтить память о каком-либо трагическом событии и погибших в нём людях. Минута молчания, как правило, длится менее одной минуты).

Предложите ребёнку почтить погибших воинов минутой молчания, тихонечко положить к мемориалу цветы (если предусмотрели этот момент при подготовке).

  • После обзорной экскурсии можно посидеть на лавочках, утолить жажду, отдохнуть.
  • Будет уместным рассказать ребёнку о своих воевавших родственниках (если таковые имеются).
  • Можно поиграть в пальчиковые игры, разучить стихотворение.
  • Возвращаясь, рекомендуется поинтересоваться у ребёнка, что ему понравилось, хотел бы он посетить ещё какое-нибудь памятное место.
  • Можно сделать несколько фото на память о выходном дне.

А чтобы Вам и вашему ребенку в ходе экскурсии было интереснее мы предлагаем к использованию дополнительный материал с играми, стихами, загадками и упражнениями.

Игры и игровые упражнения, в которые можно поиграть с ребенком на маршруте и дома:

Игра на координацию движений «Солдат».

На одной ноге постой-ка,

Если ты солдатик стойкий.

А потом постой на правой,

Если ты солдатик бравый.

А потом постой на левой,

Если ты солдатик смелый

Пальчиковая гимнастика «Солдаты».

Мы солдаты, мы солдаты,

Бодрым шагом мы идем.       Пальцы бодро «маршируют» по столу.

В нашу армию, ребята,        Пальцы сжаты в кулак, указательный вверх

Просто так не попадешь.       Покачивается влево-вправо.

Нужно быть умелыми,         Ладонь вверх, пальцы растопырены,    

Сильными и смелыми.          Сжимаются и разжимаются.  

Пальчиковая гимнастика «Бойцы – молодцы»

Пальцы эти – все бойцы

Удалые молодцы.

Два – больших и крепких малых.

И солдат в боях бывалых.

Два — гвардейца- храбреца,

Два — сметливых молодца.

Два—героя безымянных,

Но в работе очень рьяных.

Два мизинца — коротышки

Очень славные мальчишки!

Один, два, три, четыре, пять –

Будем молодцов считать.

Пальцы встали дружно в ряд.

Десять крепеньких солдат.

(Дети показывают ладони с выпрямленными пальцами. Сжимают и разжимают пальцы. Пальцы сжаты в кулак, подняты только большие. Показывают указательные пальцы. Показывают средние пальцы. Показывают безымянные пальцы. Показывают мизинцы. Поочерёдно загибают пальцы на правой и левой руке. Сжимают и разжимают пальцы. Показывают ладони, разводят в стороны пальцы и сводят их. Хлопают в ладоши).

Стихотворения, которые можно почитать ребёнку

или заучить дома.

Спасибо Героям, спасибо Солдатам,

Что мир подарили, тогда – в сорок пятом!

Вы кровью и потом добыли Победу.

Вы молоды были, сейчас – уже деды.

Мы эту Победу – вовек не забудем!

Пусть мирное солнце сияет всем людям!

Пусть счастье и радость живут на планете!

Ведь мир очень нужен – и взрослым, и детям!

(Ольга Маслова)

 

Куда б ни шёл, ни ехал ты,

Но здесь остановись,

Могиле этой дорогой

Всем сердцем поклонись.

Кто б ни был ты — рыбак, шахтёр,

Учёный иль пастух, —

Навек запомни: здесь лежит

Твой самый лучший друг.

И для тебя, и для меня

Он сделал все, что мог:

Себя в бою не пожалел,

А Родину сберёг.

(Михаил Исаковский)

 

Пусть будет мир

Пусть небо будет голубым,

Пусть в небе не клубится дым,

Пусть пушки грозные молчат

И пулеметы не строчат,

Чтоб жили люди, города…

Мир нужен на земле всегда!

(Н. Найденова)

Я мечтаю стать солдатом

Я мечтаю стать ребята

Замечательным солдатом.

Охранять свою страну,

Маму — мамочку мою.

Арсенал мой небольшой

Танк военный заводной.

Автомат, гранаты есть.

Отдаю я папе честь!

(Ирина Червякова)

 

Майский праздник —

День Победы

Отмечает вся страна.

Надевают наши деды

Боевые ордена.

Их с утра зовёт дорога

На торжественный парад.

И задумчиво с порога

Вслед им бабушки глядят.

(Тимофей Белозеров)

 

Клятва мальчиша

Вырасту когда-то… Кем тогда мне быть?

Я хочу солдатом в армии служить!

Но, чтоб быть военным, мало лишь мечтать;

Сильным, ловким, смелым мне придется стать.

Я свою Отчизну от лихих врагов,

Не жалея жизни, защищать готов!

Если станет серым небо над страной,

Окажусь я первым на передовой.

Мне бы только надо вырасти скорей,

Чтобы стать солдатом армии своей!

(Анна Штро)

Примерные задания после завершения прогулки:

 - предложите своему ребенку нарисовать, что ему больше всего понравилось и запомнилось;

 - сделайте вместе с ребенком поделку паровоза (можно использовать губки для мытья посуды).

 

Желаем вам приятно провести время!

Меню раздела