Страничка музыкального руководителя

Что такое музыкальность?

16.10.2024
Глинка, Чайковский, Бетховен, Моцарт… знаменитые, известные каждому имена. Кто избрал им путь гениев? Кто определил славу музыкантов-композиторов? Приро-да? Родители? Педагоги? Может быть профессиональные качества передаются с генами? Может быть,сын учёного, повзрослев, станет учёным, а сын писателя – писателем? Можно нередко слышать: «Должно быть мой ребёнок пошёл в отца, у него сов-сем нет музыкального слуха». Достаточно распространённая формула определения причины отсутствия способностей сына или дочери.
развернуть

Однако  всё  в  действительности  несколько  иначе. Если  бы  происхождение  было  определяющим  фактором  в  формировании  способностей, то  тогда  дети, поколение  за  поколением, наследовали  бы  профессии  отцов. И  если  сын  музыканта  выбирает  ту же профессию, что  его  отец, то  причина  этого  прежде  всего  в  том, что  воспитывал-ся  он  в  атмосфере  музыки, что  с  первых  дней  появления  на  свет  был  погружён  в  мир  волшебных  звуков. Считается  доказанным, что  если  для  музыкального  развития  ребёнка  с самого  рождения  созданы  необходимые  условия, то  это  даёт значительный  эффект  в  формировании  его  музыкальности.

Итак, все  мы  от  природы  музыкальны. Об  необходимо  знать  и  помнить  каждому  взрослому, так  как  от  него  зависит, каким  станет  в  дальнейшем  его  ребёнок, как  он  сможет  распорядиться  своим  природным  даром. Музыка  детства – хороший  воспитатель  и  надёжный  друг  на  всю  жизнь. Желая  подружить  с  ней  малыша, родным  и  близким  нужно  помнить  следующее:

  • Раннее проявление музыкальных  способностей  говорит  о  необходимости  начинать  музыкальное  развитие  ребёнка  как  можно  раньше
  • Педагоги считают: «Если не  заложить  с  самого  начала  прочный  фундамент, то  бесполезно  пытаться  построить  прочное  здание: даже  если  оно  будет  красиво  снаружи, оно  всё  равно  развалится  на  куски  от  сильного  ветра  или  землетрясения. Время, упущенное  как  возможность  формирования  интеллекта, творчес-ких, музыкальных  способностей  ребёнка, будет  невосполнимо»
  • Путь развития музыкальности  каждого  человека  неодинаков. Поэтому  не  сле-дует  огорчаться, если  у  вашего  малыша  нет  настроения  что-нибудь  спеть  или  ему  не  хочется  танцевать. А если  и  возникают  подобные  желания, то  пение, на  ваш  взгляд, кажется  далёким  от совершенства , а  движения  смешны  и  неуклю-жи. Не расстраивайтесь! Количественные  накопления  обязательно  перейдут  в  качественные. Для  этого  потребуется  время  и  терпение.
  • Отсутствие какой-либо из  способностей  может  тормозить  развитие  остальных. Значит, задачей  взрослого  является  устранение  нежелательного  тормоза
  • Не «приклеивайте» вашему  ребёнку «ярлык» - немузыкальный, если  вы  ничего  не  сделали  для  того, чтобы  эту  музыкальность  у  него  развить.

Итак, постарайтесь  запомнить  главное: чем  активнее  общение  вашего  ребёнка  с  музыкой, тем  более  музыкальным  он  становится, тем  радостнее и  желаннее  новые  встречи  с  музыкой!

свернуть

Учите детй петь

Пение является основным средством музыкального воспитания. Дети любят петь и охотно поют. Пение оказывает большую помощь и в развитии речи у детей.         Можно ли учить ребенка петь? Конечно, можно и нужно, но делать это необходимо, зная и учитывая возрастные особенности детей.     Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого. Поэтому звук детского голоса высокий, а диапазон (объем голоса) от нижнего звука до верхнего очень небольшой.
развернуть

Дети должны петь естественным, высоким, светлым звуком, без крика и напряжения. Очень важно систематически повторять с детьми разученные песни и при этом петь их без инструментального сопровождения, максимально выразительно, естественно, с точной интонацией и дикцией. Один из важнейших компонентов пения - дыхание. От характера дыхания зависит качество звучания детского голоса (вялый, напряженный, тусклый, звонкий).  У людей «поющих» гораздо меньше встречаются заболевания дыхательных путей.                       

    А что делать, если ваш ребенок не хочет сам петь? Не заставляйте ребенка петь! Не волнуйтесь, если ребенок долго не начинает петь. Малыш должен много раз услышать одну и ту же песен-

ку, прежде чем сам начнет ее петь. Необходимо, чтобы в его памяти отложилось правильное звучание, иначе он не увидит разницы между верным вариантом и своим собственным неуверенным исполнением. Хвалите! Чаще хвалите, радуйтесь успехам малыша, подпевайте ему.  Пойте! Не бойтесь петь дома, даже если это не очень хорошо получается. Говорите ребенку, что петь – это замечательно. Пойте вместе с ним! Пение – это своеобразный антидепрессант, оно расслабляет, успокаивает, вдохновляет.

свернуть

Внешний вид детей на музыкальных занятиях

Музыкальное занятие в детском саду проводится два раза в неделю в каждой группе. В эти дни дети приходят в музыкальный зал, где всё приготовлено для успешного проведения музыкального занятия. Для того чтобы ребёнок мог свободно двигаться во время исполнения упражнений, плясок необходима соответствующая обувь. Прежде всего, она должна быть фиксированная. Например, чешки или сандалии. И совсем недопустимо, чтобы ребёнок был в комнатных тапочках, «сланцах» или просто в «шлёпанцах».
развернуть

На музыкальных занятиях мы приучаем детей видеть красивое, пробуждаем интерес к окружающему миру и его красоте. А как же это сделать, если наши девочки приходят на занятие неопрятные, а мальчики в помятой одежде? Очень важно, чтобы девочки были одеты в юбки, потому что иначе им просто не удаётся поставить руки на юбку во время танцев. Это приведёт к тому, что у них появится привычка держать руки в воздухе, даже когда они будут в юбке или платье на празднике.

Мальчики перед началом занятия обязательно должны хорошо заправить рубашки в брюки, чтобы выглядеть эстетично. Мы очень просим Вас, дорогие родители, одевайте детей по сезону. Следите за аккуратностью их внешнего вида.

 

 

свернуть

Ритм в стихах (для детей от 3 до 5 лет)

17.06.2022
Ритм - чередование различных по длительностям звуков в музыке. Мелодия организуется только в том случае, если звуки организованы ритмично, т.е. обладают определенными длительностями, чередование звуков вне определенного ритма не воспринимается как мелодия. Это происходит потому, что ритм обладает большой выразительной силой, подчас она настолько ярко характеризует мелодию, что ее можно узнать только по обозначению длительности звуков.
развернуть

Чтение детям стихов помогают развить чувство ритма, память, выразительную и эмоциональную речь. Стихи следует подбирать с ярким сюжетом. Одно-два стихотворения на одно занятие.

Например:

Тигренок.

Эй, не стойте слишком близко.

Я тигренок, а не киска.

 Барабан.

Мне купили барабан – бом, бом, бом.

Я на нем играю сам – бом-бом-бом.

(проговаривая текст ритмично хлопать в ладоши, по животу, по коленкам, по барабану).

При ежедневных, пусть и непродолжительных занятиях слух быстро развивается, и очень скоро ребенок начнет петь маленькие песенки довольно чисто, у него появится интерес к музыке и возможно в вашей семье растет Моцарт или Чайковский

 Ходим и поем.

Взрослый говорит ребенку, что они будут ходить по комнате в разных направлениях. Он будет произносить два раза имя ребенка, а потом слово «Стоп»

Саша, Саша, стоп.

Музыкальные инструменты для ритмического сопровождения: ложки, дудка, бубен, барабан, маракасы.

 «Следы»

Скачет зайка

Скок-поскок, скок-поскок, скок-поскок!    Прихлопывают в ладоши ритм.

А лисичка –

 топа-топ, топа-топ, топа-топ!           Поочередно ударяют по коленям, отстукивая ритм.

Ну, а мишка-топотун –                      Поочередно стучат ногами по полу, отмечая ритм

Топ-туп, топ-туп!  

«Два зайчика»                                Дети прихлопывают ритм.

Зайка маленький бежал,

По дорожке он скакал.

Прыг-прыг-скок, прыг-прыг-скок –

По дорожке он скакал.

Поочередно ударяют ладонями по коленкам (ритм – равномерные четвертные длительности)

Ну, а заинька большой

Тоже прыгал под сосной.

Скок-скок, скок-скок –

Медленно скакал дружок.

 «Цапки»

Киска лапками играла,       Ударяют одновременно обеими ладошками по коленям

                                          четвертными длительностями

Киска лапками стучала:         

Цапа-цапа-цапа-цапа,              Восьмыми длительностями хлопают по коленям.

Цапа-цапа-цапа – Цап!             Быстро прячут руки за спину.

 «Котенок и щенок»

Я – котик музыкальный,

Я музыку люблю.

Послушайте, ребята,

Как нежно я пою:

Мяу-мяу, мур-мур-мур!            2 удара по коленям, 3 хлопка в ладоши.

Мяу-мяу, мур-мур-мур!             Повторение хлопков

А  я, щенок веселый,                Поют песенку.

Люблю я петь, друзья.

Послушайте, ребята

Как громко лаю я:

Тяф-тяф,тяф-тяф,                     4 удара по коленям в ритме четвертей.

Ав-ав-ав-ав-ав!                         Хлопки восьмыми.

  «Оркестр»

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!-         Дети отстукивают ритм на ложках.

Ложки  застучали.

Тук-тук-тук, тук-тук-тук!-

Детки заиграли.

Динь-динь-динь!-                      Играют на погремушках.

Пляшет погремушка.

Динь-динь-динь, динь-динь-динь!-

Звонкая игрушка.

Там-там, там-там!-                    Четвертными длительностями ударяют кулачком в бубен

Бубен веселится.

Там-там, там-там!-

Не надо торопиться!

Тра-ля-ля,тра-ля-ля !-  Играют все вместе.

Вместе мы играем,

Тра-ля-ля, тра-ля-ля! –

Дружно подпеваем.

 «Едем на лошадке»

Едем, едем,

К бабе, к деду.

На лошадке, в красной шапке.

По ровной дорожке

По камушкам, по кочкам.                               

А потом в яму бух,                      

Из ямы ух!                                     

 «Ехал пан»

Ехал пан, ехал пан                             Идут

Шагом, шагом, шагом, шагом!

Ехал пан, ехал пан.

Рысью, рысью, рысью,  рысью!            Бегут

Ехал пан, ехал пан

Махом, махом, махом, махом!              Бегут быстрее

В яму бух!                                          Присели

Их ямки – ух!                                     Встали

Из ямки выбирается

К маме забирается.

 

свернуть
поделиться в:
Меню раздела